Блог
Святки в самом разгаре, а это значит, что народ гуляет, молодежь веселится, а кто-то в вихре долгожданного праздника загадывает о будущей жизни. И все это с шумом, смехом и весельем. Заглянем в крестьянскую избу, откупленную для молодежного гуляния?
Не так давно, во времена, когда еще не был придуман интернет, важным дополнением каждого праздника считались поздравительные открытки. Самые красивые и сказочные были, конечно же, новогодние! Впрочем, каждое праздничное и знаменательное событие находило свое отражение в художественных открытках.
Новый год с радостью ждут во всех уголках нашей большой страны. И если к русским детям приходит с подарками добрый Дедушка Мороз, то ребята из соседних регионов ждут на праздник других сказочных гостей. Кое-куда приходят они вовсе и не зимой.
Как наши предки готовились к великому празднику – Рождеству Христову. Сначала они держали долгий Филипповский пост, а по прошествии его с верой и благоговением приступали к праздничной трапезе. Давайте заглянем в избу и посмотрим, как все это могло происходить.
О гуслях в нашем блоге мы уже писали много и часто. Обращались и к мифологической истории их происхождения, и к первоисточнику их названия, и к царю Давиду, и к обязательному наличию инструмента у русских богатырей. Мы разбирались в разнообразных формах инструмента и количестве струн, углублялись в особенности звучания региональной музыки, знакомились с выдающимися народными исполнителями, хранителями и учеными-исследователями.
Когда речь заходит о фарфоре, мы сразу представляем себе некую тонкую, хрупкую, необычайно легкую, почти прозрачную материю, придающую особый лоск и шарм интерьеру любой гостиной.
Скоро наступят холода, и захочется согреться горячим пряным напитком, аромат которого будет напоминать осень, залитую золотом листопада.
Каждый фотограф останавливает те мгновения, что ближе к его пониманию и отзываются его внутреннему настрою и восприятию.Мгновения, запечатленные художником и фотографом Николаем Шабуниным, стали важной вехой не только в истории фотографии, но и в истории Русского Севера.
Мы сильно ошибемся, если подумаем, что жизнь наших предков не регламентировалась никакими внутриобщинными правилами и законами.
Так красиво в устном народном творчестве загадывают загадку об окнах. Окна крестьянской избы были необходимым предметом и носили утилитарный характер с точки зрения декоративного искусства. Их деревянные резные наличники и ставни поражают воображения своими декоративными узорами и придают дому сказочный вид. Говорят, окна – это глаза дома. Дом как бы смотрит на мир через них. А глаза, как известно, еще и зеркало души.
Читая сказки в детстве, ощущаешь, что перед тобой настоящие живые герои, переживаешь за них, идешь за ними след в след по пятам, пока не доходишь до развязки. И что характерно: никогда не бросишь сказку недочитанной, обязательно дойдешь до конца и с чувством выполненного долга (совершенного с героем подвига) ложишься спать. И, засыпая, ты все еще продолжаешь скакать на буланом коне и сражаться с каким-нибудь Чудом-Юдом.
На далеком севере, за полярным кругом, тоже звучала музыка. Она была хрупкая, как хрустальный воздух и состояла из звуков природы, возгласов птиц и животных. Удивительный заполярный край был наполнен таинственными древними звуками, ведь по традиции, музыка была сопровождением обрядов и ритуалов, а не развлечением и искусством.
Деревенский дом – это добротное строение, сконструированное по своим законам. Какое место занимал этот дом в пространстве, зависело от многих факторов. Даже название определялось географическим положением. На севере дом называли избой, на юге – хатой, у казаков был курень, в Сибири – хоромы.
В прошлой статье мы говорили о том, какие бывают крестьянские дворы и выяснили, что дом – это не единственная дворовая постройка. Что же было у крестьянина еще? Давайте рассмотрим.
Дружелюбный человек мирно соседствовал со всеми живыми существами. Разумно пользуясь тем, что предоставляла природа, он занимал в ней свое место и не позволял ей поглотить себя. С разными животными у человека выстраивались и разные отношения. Одни становились объектами охоты, другие использовались в пищу, а были и такие, что вызывали страх и трепет. В силу своей таинственности и скрытности они обрастали легендами и даже становились объектами поклонения и героями произведений эпического жанра. Речь идет о змеях.
Одним из важных умений, развивающих образное мышление, было загадывание и разгадывание загадок.
В России звучало много разнообразных музыкальных инструментов, историю развития и существования некоторых мы уже прослеживали в своих публикациях. Каждый из них проходил свой музыкальный путь и проживал свою минорно-мажорную жизнь. Одни древние инструменты и звучащие приспособления видоизменялись, проходили через техническое переосмысление, усовершенствовались и перерождались в нечто новое. А другие и вовсе переставали существовать и восстанавливаются только сейчас, благодаря горячему интересу музыкантов и исследователей.
Совершить открытие далекой страны можно и никуда не выезжая. Это доказал знаменитый русский историк Николай Карамзин. А все потому, что в поле его зрения попала одна любопытная рукопись – путевые заметки «Хождение за три моря» Афанасия Никитина. Поскольку Карамзин и сам был автором путевых заметок, он заинтересовался творчеством «коллеги» по цеху, и вот мы с упоением читаем об опасных приключениях и далекой экзотической стране и понимаем, что большинство из прочитанного – не вымысел, а честное и подробное описание труднейшего пути выдающегося человека.
Музыка всегда жила и продолжает жить рядом с человеком. Как часть духовной культуры, она появилась и всходила вместе с теми ростками цивилизованности, что проявллись в древних обрядовых практиках. Она возникла из шума дождя, мерного течения реки, свиста и завывания ветра, шепота ветвей деревьев, ритмичной поступи шагающих путников.
Все существующие предметы и жизненные реалии носят названия. Мы никогда не встретим ничего безымянного. Как только что-то начинает существовать в поле зрения человека, оно сразу обретает свое название. Человек, изучая и присваивая себе окружающий мир, нарекал его существа с точки зрения собственного понимания.