Человеку свойственно любое необъяснимое объяснять иррационально, привлекая неведомые дорожки, невиданных зверей, чудо чудное, диво дивное. Так уж человек устроен: несмотря на несколько веков христианства, несколько лет атеизма, научный рационализм и критическое мышление, он все равно населяет мир природы и места своего обитания духами и невидимыми существами. Это было раньше, это же происходит и сейчас.
Предки безоговорочно придерживались двоеверия. «На Бога надейся, но и черта не гневи». Так звучала пословица, объясняющая многое в двоеверном мировоззрении крестьян прошлых веков. У них еще не было науки. У них был опыт предков. Их мир был населен духами злыми и добрыми, помощниками и безусловными вредителями.
Жители Русского Севера называли существа, не имеющие плоти, нежитью. Нежить могла принимать облик человека. Владимир Иванович Даль определял нежить как особый разряд духов. Это не пришельцы с того света, не мертвецы, не привидения, не чертовщина. По выражению крестьян, нежить и не живет, и не умирает. О нежити сложено много легенд. Она стала героем сказок, поверий, быличек.
Чтобы уживаться с невидимыми бестелесными соседями, принято было совершать специальные обряды, чтобы задобрить и умилостивить духов, уберечься от их козней и получить от них помощь и благоволение.
Как появилась нежить? Об этом в народе сложены легенды. Две из них очень убедительны. По одной, нежитью стали изгнанные с небес падшие ангелы. Кто из них упал в поле, стал полевиком, кто на дом - тот стал домовым. Кто угодил на баню, тот, соответственно, становился банником. Упавший в лес стал лешим, а в воду – водяным.
Другая легенда гласит, будто нежить – это дети Адама и Евы, рождённые ими после грехопадения. Адам стыдился показывать их Богу и прятал от него. Кого в избе, кого в бане, кого в воде, кого в лесу. Узнав об этом, Бог повелел детям Адама и оставаться там, где тот их попрятал. Так и появились домовые, лешие, водяные, банники и прочая нежить, существуя по воле народной фантазии. Представления о нежити отразились в устном народном творчестве в виде примет, поверий, сказаний, быличек. Что же люди рассказывали о ней?
О домовом и кикиморе мы писали в предыдущих публикациях. По народному представлению домовой живет в каждом доме. Он невидим и может принимать облик хозяина или домашнего животного. Но чаще всего он появляется в образе лохматого старика с косматой бородой. В избе он живет под печкой. По своей сути он не злой, помогает людям, предупреждает об опасностях. Но очень любит пошутить, доводя, порой, домочадцев до отчаяния. Главное требование домового к людям – это жизнь в любви, согласии и порядке. Чтобы не разозлить нежить, люди рады стараться и соответствовать.
Кикимора считается чуть ли не женой домового. Она существует недалеко от жилища человека. В отличие от домового, кикимора больше злой персонаж, нежели добрый. Впрочем, она тоже уважает «справных» и умелых хозяек. Таким она не станет вредить и будет даже помогать. А у нерадивой хозяйки кикимора не даст покоя никому.
Кикиморы появляются на свет от злого слова, брошенного в сердцах, от неразумного гнева и неправедного проклятия. Дух этот учит быть аккуратными не только в делах, но и в словах.
В каждой надворной постройке обитал свой дух. В бане главным был банник. Вообще, баня была неоднозначной локацией. С одной стороны, банные процедуры очищали тело, душу и укрепляли здоровье. С другой стороны, она считалась нечистым местом, границей между тем и иным миром. Поэтому с баней связано много запретов и предписаний.
Банника представляли как маленького, мохнатого, злого мужичка. Он обитает за каменкой или под полком. Он очень строг и ворчлив. Поэтому в бане надо соблюдать ряд правил. Особенно опасно было в бане ночевать. Единственное, чему не противился банник, так это девичьим гаданиям на Святки. По поверьям, он и сам участвует в гаданиях. В одном из них гадающий показывает в двери бани голую спину или часть тела, что пониже спины. Если банник ударит когтистой лапой, то это предвещает трудности и беды, а если дотронется мохнатой мягкой ладонью, то это к счастью, достатку и замужеству. Банника старались задобрить: оставляли ему кусок хлеба с солью, жертвовали черную курицу – забивали и закапывали ее под порогом бани.
Опасным местом в хозяйстве был овин. Не только технологически. В яме овина жил дух этого места – овинник. Его описывали или как обычного человека с растрепанными длинными волосами, или как черного кота. Овины часто горели. Этому есть логическое объяснение, но крестьяне предпочитали связывать такие пожары с шалостями или гневом овинника и старались не злить его.
Обширные крестьянские поля охранял полевой дух. В отличие от ночных сородичей, любимое время полевика – полдень. Описывают его по-разному, но во всех описаниях звучит идея земли, растений, травы, цветов. Это единственный дух из нежити, способный говорить. За любовь к проказам его часто соотносят с домовым. В целом, он добрый, но гневить нельзя и его. Если человек заночует на межевой яме, он может стать жертвой детей полевого – межевичек и луговиков. Они бегают по меже и ловят своему родителю птиц. Спящего человека могут и задушить. Земледельцы считались с полевиком, в Духов день несли ему дары - пару яиц и старого петуха.
Современный человек не очень далеко ушел от своих предков и продолжает одушевлять иные реалии, в которых существует.
Об остальной нежити – чертях, водяных, русалках и огненных змеях мы расскажем в следующих публикациях.
Автор: Мария Зинина
Фото: Борис Забирохин, Кикимора, из свободных интернет источников