Музыкальные инструменты древности продолжают свое существование в веках. Счастливой становится судьба тех из них, что попадают в чуткие и бережные руки энтузиастов-исследователей. Музыканты находят, изучают, восстанавливают, улучшают имеющийся материал, тем самым дают инструменту возможность существовать дальше.
Так всегда происходило с гуслями. Много раз инструмент подходил к черте исчезновения, но всегда находился тот, кто в критический момент подхватывал, спасал, восстанавливал, играл, мастерил, обучал и вовлекал других, оставляя после себя могучее инструментальное наследие. И так до тех пор, пока инструмент снова не оказывался в беде, и не появлялся новый человек, который снова восстанавливал и возвращал ему былое великое звучание. Гусли появились на заре человечества, и вот уже многие годы люди стараются не только сохранить живую музыку древних струн, но и разнообразить ее звучание в соответствии с современными принципами гармонии и механики. Благодаря такому подходу гусли будут существовать всегда.
Среди хранителей традиций народного исполнительства и пропагандистов гусельного искусства ярко выделяется имя Николая Николаевича Голосова. Этот незаурядный музыкант развивал народное исполнительство и обучал игре на гуслях, балалайках и домрах рабочих и красноармейцев. Он нес гусельную игру в массы, приобщая слушателей и исполнителей к народной музыке.
Николай Николаевич Голосов родился в 1887 году в деревне Лигово Санкт-Петербургской губернии. С детства он проявлял уникальные музыкальные способности, унаследованные от своих родителей. Его отец и мать работали сельскими учителями, преподавали также музыку и хоровое пение. Уже шестилетним ребенком Николай Голосов свободно играл на концертной гармонике. Впрочем, музыкального образования молодой человек так и не получил.
Обучаясь во Втором Реальном училище, юный музыкант изучил игру на струнных инструментах - домрах и балалайках. В 1904 году его силами и стараниями был организован великорусский оркестр из двадцати музыкантов – товарищей по училищу.
Окончив обучение, Голосов в 1906 году занял свое достойное место в оркестре Николая Ивановича Привалова. Поначалу он играл на альтовой балалайке, но уже через год солировал на гуслях звончатых, которые вскоре стали основным его инструментом.
По прошествии двух лет молодой музыкант организовал уже свой хор гусляров из шести человек. Коллектив с успехом давал концерты. Голосов продолжал играть и в оркестре Привалова, где в 1910 году он стал солистом на псалтыревидных гуслях, играя на них приблизительно до 1916 года.
С начала Первой мировой войны Николай Николаевич Голосов со своим оркестром давал концерты в лазаретах. Это поистине подвижнический поступок музыкантов – безвозмездные выступления перед ранеными. Оркестр играл для них, укрепляя боевой дух. Музыканты посетили с концертами свыше двухсот лечебных учреждений, выступая порой до пяти раз на дню. В одном из таких госпитальных выступлений вместе с гуслярами Голосова на одной сцене танцевала знаменитая балерина Агриппина Ваганова и читал свои стихи поэт Сергей Есенин.
Современники Голосова отмечают его колоритный внешний облик. У него были очень густые черные брови, и большие массивные усы. Его живая мимика отвечала звучащей мелодии, и публика не только слушала музыку, но и завороженно смотрела на дирижера.
Позднее, после Великой октябрьской революции, Николай Голосов пошел добровольцем в Красную армию и в ее рядах смог организовать хор гусляров-красноармейцев. Проживая в Херсоне, Голосов обучал всех желающих игре на великорусских инструментах. И здесь ему удалось собрать оркестр из двадцати пяти человек.
После демобилизации, в мае 1922 года Николай Николаевич Голосов вернулся в родной Ленинград. Гусельное дело к тому времени начало приходить в упадок. Музыкант поступил преподавателем игры на гуслях на завод «Красный Треугольник». Здесь он не только организовал внушительный по количеству участников оркестр гусляров. Он также стал мастерить музыкальные инструменты, на которых играли его ученики-гусляры. Благодаря этому состав оркестра расширился, появилась возможность набирать новичков и заниматься с ними отдельно.
Концертный состав гусельного хора много и часто выступал. Учитывая, что репетиции проходили один раз в неделю, музыкантам приходилось разучивать свои партии прямо на ходу, а то и на концертах. Тем не менее, коллектив был востребован, а сложный инструмент гусли звончатые получил дальнейшее свое развитие и любовь слушателей.
Выдающийся музыкант-просветитель был учителем для многих заводских рабочих и красноармейцев, желающих освоить игру на гуслях звончатых и популяризировал этот старинный инструмент. Он был современником и продолжателем дела Осипа Смоленского. Также как и его предшественник, Голосов хорошо понимал важность сохранения традиций народного исполнительства и делал все, чтобы гусли звончатые продолжали звучали по всей России.
Автор: Мария Зинина
Фото: Голосов, интернет свободный доступ