Телефон поддержки:
+7 (499) 113-11-69
Email поддержки:
info@mirgusley.com

Стихия народной жизни

Стихия народной жизни

Многие русские художники писали деревню. Их особенно волновала тема быта, труда, праздника и людей – сильных, красивых, живущих на своей земле и прославляющих ее своим созидательным трудом.  

Одним из самых ярких и самобытных мастеров, работавших в этой теме, был Федот Васильевич Сычков. В марте этого года ему исполнилось бы 125 лет.

Его жизнь была полна трудностей и лишений, но он твердо шел к своей цели – стать художником и красками воспевать свою великую Родину.  

Он родился в небольшом селе Кочелаево Пензенской губернии. Сейчас это село находится в Мордовии.  

Детство его проходило в крайней нужде. Отец рано умер, мать должна была браться за любую работу, и даже побираться, чтобы только выжить. Ни о каких проявлениях таланта художника в юном возрасте говорить и не приходилось. Уже будучи взрослым и состоявшимся художником, Федот Васильевич вспоминал свое детство с горечью.  

Обездоленной семье помогала бабушка. Когда мальчику исполнилось восемь лет, ее стараниями, он смог пойти в школу.  

В земской школе будущему художнику повезло: его способности к рисованию заметил учитель Дюмаев. Неравнодушный к судьбе талантливого ученика, он позаботился о том, чтобы ребенок мог обучаться рисованию и дальше.    

Дюмаев написал письмо придворному живописцу Михаилу Зичи, и тот, в свою очередь, похлопотал о зачислении Федота Сычкова в Санкт-Петербургскую академию художеств. Но на пути к заветной мечте вновь стояла нужда: денег не было не только на обучение, но и на дорогу в столицу.  

Целеустремленный человек, Федот Сычков не отступился от своей мечты. Он стал работать, чтобы достигнуть цели: писал небольшие картины на продажу, в состав иконописной артели создавал фрески.  

В Петербург будущий художник смог приехать только когда ему исполнилось двадцать два года. Здесь он начал обучаться в Рисовальной школе Этому поспособствовало знакомство с генералом Иваном Андреевичем Араповым. По его заказу Федот Васильевич написал картину «Закладка станции Арапово». Генерал оценил умение молодого художника и показал его картину директору рисовальной школы Общества поощрения Евгению Сабанееву. Так талантливый самоучка еще на шаг приблизился к исполнению своей мечты.  

В рисовальной школе Федот проучился три года. После он стал посещать вольным слушателем Высшее художественное училище, находящееся при Академии художеств.  

В этот период обучения Сычков понял свое призвание – изображать народ, веселые народные гуляния, крестьянских детей и их игры, портреты красивых крестьянских девушек, тяжелый сельский труд и людей в нем.  

Своим главным учителем Сычков считал Илью Ефимовича Репина. Его творческая манера сформировалась на лучших образцах искусства передвижников. Заметным было и влияние на его творческий почерк французской пленэрной живописи. Основный жанр, в котором он работал -  пейзажно-бытовой, но также успешно удавались ему и портреты.  

До революции 1017 года Федот Сычков жил и творил в Петербурге. Здесь он продолжил писать картины на народные темы. Под его кистью взвивались пляшущие или работающие в поле крестьянки. Они задорно переглядывались между собой, аккуратно переходили бурный ручей, одним словом, сила, молодость и красота были характерны для героев произведений Сычкова этого периода. Его творческая жизнь была такой же яркой: он выставлялся в России и за рубежом, в1905 году стал обладателем премии имени. А.И. Куинджи, был избран членом Комитета Общества взаимного вспомоществования русских художников.  

После революции Федот Васильевич, уже семейный человек, возвращается в родные края. Там он продолжает творить.    

В браке он обрел счастье. Его супруга Лидия Васильевна Анкудинова была жительницей большого города. Они поженились в 1903 году. Вместе путешествовали, вместе переживали радости и трудности, вместе уехали из Петербурга в свою теперь уже мордовскую деревню Кочелаево.

 Супруге-горожанке пришлось нелегко: она осваивала крестьянскую работу - научилась печь хлеб, ухаживать за огородом, нашла общий язык с односельчанами. Она всегда помогала мужу, была его музой, натурщицей, поддержкой. Она не только позировала для многих его работ. Есть сведения, что она закупала ткани, шила костюмы, подбирала аксессуары для его портретов и постановок.    

С такой поддержкой Федот Васильевич мог самозабвенно заниматься любимым делом. С большой радостью, любовью и уважением писал он жителей своей родной деревни.  В трудные военные годы старался помогать им, как когда-то добрые люди помогали ему. Своей любимой теме он не изменил: в своих работах продолжил писать уже советское крестьянство. За свою жизнь он создал более семисот полотен. В каждом из них он воспевал красоту, внутреннее достоинство, трудолюбие, уважение к себе и своему труду. В его картинах ощущается вихрь морозного дня, летний зной и прохлада в тени крон деревьев, как будто зритель сам находится там рядом с героями - скатывается вместе с ними со снежной горы, работает летним днем в поле или отдыхает в тени под развесистыми ветвями деревьев. И сразу становится ясно, что есть вещи, не подверженные влиянию времени – труд, родная природа, бесконечное небо, яркое солнце, снежная зима и звонкий смех живущего полноценной жизнью, пусть и на полотнах художника, крестьянства.  

Когда Федот Васильевич умер, его вдова бережно хранила все его картины.  Ее просили подарить работы мастера или продать их, на что женщина отвечала, что работы эти принадлежат мордовскому народу. Художник был верен народной теме при жизни, и остался с ней даже после смерти.  

Автор: Мария Зинина

Фото: Федот Сычков, Лепка снеговика. Интернет свободный доступ.