Телефон поддержки:
+7 (499) 113-11-69
Email поддержки:
info@mirgusley.com

Почему раньше люди были музыкальнее?

Почему раньше люди были музыкальнее?

Первый же вопрос, который возникает у обывателя, это «Когда крестьянам кривозубым было петь, если им нужно было выживать? Они не знали нотной грамоты, выматывались в поле, воспитывали детей, страдали от болезней и тягот жизни!» Ответ прост - раньше люди песней спасались. Проживали через музыку каждый день, используя ее как опору, как рычаг, как ориентир и перенимая через нее опыт предыдущих поколений.
С первых дней жизни младенец именно через колыбельную песню открывал для себя невиданный мир. Песня рассказывала ему о семейном укладе, о хозяйском быте, о животных, и, конечно же, о безграничной любви и заботе родных о нем. Так в чем же разница? Современные родители используют различные методики, включая ребенку мультфильмы, классическую музыку и даже специальные «видео для сна» - список может быть бесконечным! Но «устаревший» процесс создания и исполнения песни во время укачивания ребенка, как правило, не предусматривал заблаговременной подготовки текста: всё, что хранилось в подсознании поющего, все переживания и волнения свободно «рассказывались» в языке колыбельной. Разница ощущается именно в вовлеченности в процесс, в проживании и непосредственном близком контакте, в мелодичном диалоге между поющим взрослым и «агукающим» младенцем.
Детский фольклор формировался в жизни человека благодаря общению со старшими - именно от них перенимались и упрощались большинство текстов, в соответствии с особенностями детской психики. Они, деформируясь, развлекали, развивали, и запоминались детьми, стираясь из памяти у взрослых - именно так, к примеру, в ряды детского фольклора вошла народная драма «Царь Максимилиан» и «Лодка», преобразовавшись в сезонную игру. Носителями детского фольклора являются как сами дети, так и взрослые – матери, бабушки, няни и все лица, которые в силу тех или иных обстоятельств близки к детям. Дети учились петь изустно, желая участвовать в запретных для них таинствах и процессах, находясь в «живой» среде, обучаясь умению «слушать» и «слышать», которое как раз и объясняет высокий уровень исполнительского мастерства в условиях низкой образованности.
Современный человек замкнут именно из-за полного или частичного отстранения от этих важных этапов детства, он разучился через песню переживать, рассказывать своими словами, своим голосом и сердцем о важных для него и социума вещах. Человек стал менее мелодичным, но, возможно, страшно существом своим изголодавшимся по изобилию живой музыки в жизни. Ведь как иначе объяснить толпы людей, живущих в наушниках, отчаянно отгораживающихся от тяжелой действительности? Чем они отличаются от крестьян, идущих ранним утром на покос, поющих о тяжелой судьбе, солнце или большой любви? - вовлечённостью в действие. Музыка способна регулировать эмоциональное и физическое состояние темпом, тембром, высотой, громкостью и интенсивностью звучания. Как к примеру, в традиции есть четкие условия, как должна звучать песня в тех или иных потенциально стрессовых условиях, с учетом изменения текста, чтобы дать «выговориться», «пропеть» боль или радость, чтобы получить ответную реакцию от общества.
Современному миру нужно постараться, чтобы противопоставить что-то старинному, крепко-накрепко сколоченному, народному способу сопереживать друг другу через музыку, создавая ее, являясь одновременно непосредственным ее источником (автор), функцией (гусляр), участником (исполнитель), целью (слушатель), носителем и т. д..
В современной реальности человек по большей части может выполнять лишь одну, в лучшем случае две функции: быть слушателем и носителем музыки, но не мочь самостоятельно воспроизвести ее из-за отсутствия необходимости в этом, ведь желаемый «трек» всегда под рукой. Тем самым мы лишаем себя возможности глубокого эмоционального переживания, своеобразной музыкальной рефлексии - перестаем играть на музыкальных инструментах, не прилагаем усилий чтобы запомнить и возможно переиначить текст песни, подстроив ее под себя. Лишаем себя характерного для совершенствования личности пути.

Так как же преодолеть этот диссонанс, возникший из-за излишнего индивидуализма и отчужденности? Только путем преемственности поколений. Пусть в какой-то момент прямая передача навыка общения через музыку оказалась почти утеряна - сегодня у нас еще есть возможность «поймать ее за хвост» благодаря экспедиционным записям, изучению собственной культуры и традиции. У современного человека еще есть шанс впустить музыку в свою жизнь, стать одним из участников большого действия, которое поможет ему ответить на личные вопросы, научиться разделять с близкими радость и горе, в конце-концов расширить этот «близкий круг» и открыть свое сердце и разум для нового, но хорошо забытого старого.

Автор текста: Александра Долохова