Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок. Все мы знаем эту присказку с детских лет. С ней не поспоришь! Сказки очень многое могут рассказать о людях, которые их создавали; о прежней повседневности, что была жёстче и беспощаднее нынешней; о тяжёлом труде и о радости, искренней и звонкой.
«Нету еще при мне моей весёлости!» – Говорит Настасья-Красавица из белорусской народной сказки «Трем-сын Безымянный» и посылает главного героя добывать гусли-самогуды.
Что за инструмент диковинный? Сказка его внешнего вида не описывает. Видимо, в те далёкие времена, когда история Трема-сына и его буланого коня звучала вечерами при свете лучины, гусли не нужно было описывать. Это было бы странно, всё равно, что сейчас начать подробно объяснять читателю, как выглядит электрическая лампочка. Зачем? Мы и так её каждый день видим. Другое дело – свойства волшебных гуслей. О них рассказать не грех!
Возвращается Трем-сын из дальнего похода, тихонько на гуслях наигрывает да дары за свою музыку собирает. Разный люд встречается на пути добру-молодцу: разбойник, купец, колдун. Всяк, заслышав струны, в пляс пускается. У любого сердце радуется. Каждый пытается заполучить себе чудо-гусельки. Но с песней в дороге веселее. Не променять её ни на яства сытные, ни на рать непобедимую. Знает это герой и гусли свои никому не отдаст. (А если и отдаст, то хитростью да ловкостью вернёт обратно).
Гусли – это, в первую очередь, русский народный инструмент. Белорусский Трем-сын играл, вероятно, на местном их аналоге – цимбале. Она тоже обладает напоминающим трапецию корпусом, тоже натянуты на него тонкие металлические струны, но звук извлекается при помощи небольшой деревянной дощечки. Сказка в подробности не вдаётся. Слово «гусль» - в большинстве славянских языков употреблялось в значении «струна». Инструмент с несколькими струнами – «гусли».
В русских народных сказках волшебные гусли тоже появляются регулярно. Сборник под редакцией А.Н. Афанасьева предлагает читателю сразу две истории. Одна из них так и называется: «Гусли-самогуды». В ней главный герой – Ванька – получает инструмент способный заставить танцевать даже стадо свиней. Правда, свинки – лишь промежуточный этап. Ивана куда больше интересует царская дочь, мужем которой он в итоге и становится.
В сказке «Мудрая жена» настоящим волшебником предстаёт мастер.
– Сами бы гусли играли, и под ихнюю музыку все бы волей-неволей плясали. – Так описывает герой искомый артефакт мудрой старушке. Бабушка, конечно, знает, где найти диковинку. Её собственный сын делает именно такие.
Стоит отметить, что мастера, которые создают «автоматические» инструменты, очень и очень суровы. Все требуют одного: не спать, пока гусли не будут готовы и настроены. Почему? На этот вопрос самый чёткий ответ даёт персонаж марийской сказки «Гусли-самогуды»:
– Ничто меня так не гневит, как сон одного, когда другие работают.
К тому же, магия редко творится при свете дня. Время колдовства – ночь, когда клочья теней пляшут по углам, и в окна заглядывают звёзды. Кто будет светить мастеру, если герой уснёт?
Как заставить гусли-самогуды играть? В разных историях по-разному: можно произнести волшебное слово (главное не забывать, как потом остановить музыку), можно ударить уверенной рукой по струнам. Сказок, в которых появляются гусли, много. Сюжеты историй поражают своими причудливыми поворотами. Персонажи спускаются на морское дно, ловят жар-птиц и любуются ножками царских дочек. Неизменным остаётся одно – голос звонких струн, от которого невольно пускаешься в пляс, весёлость, что дарили людям гусли.
Раз-два, горе – не беда! Смело шли сказочные Иваны – и дураки, и царевичи – на любые подвиги. Зло побеждали не мечом булатным, а задорной музыкой. Заставляли жадных купцов да лесных разбойников плясать под свою дудку. Вернее, под свои гусли-самогуды. Не унывали и нам не велели. Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок.
Автор текста: Аня Карандашева
Автор иллюстрации: Аня Карандашева