Телефон поддержки:
+7 (499) 113-11-69
Email поддержки:
info@mirgusley.com

Интервью с музыкантом, автором и исполнителем гусельной музыки Алёной Выхованец

Интервью с музыкантом, автором и исполнителем гусельной музыки Алёной Выхованец

Алёна, здравствуйте! Расматривая вашу страницу в соцсетях не перестаёшь удивляться разнообразию ваших интересов! Мало того, что их много, так и все они необычные. Если путешествия – то насыщенные, если танцы – то фламенко, если одежда – то собственного дизайна, если музыкальные инструменты – то гусли. Почему гусли? Как давно вы на них играете?

Путь в музыке у меня давний, но не прямолинейный. В музыкальную школу по классу фортепиано меня отдала мама, но мне больше хотелось заниматься танцами. Мама сказала, что разрешит заниматься танцами, если я продолжу музыкальные занятия. Так что я несколько раз уходила и возвращалась в музыкальную школу, последний раз уже в сознательном возрасте, в 16 лет, с полным осознанием, что мне это нужно и мне это нравится.

Знакомство с гуслями случилось в 7 лет. Мы тогда жили в маленьком городке Бирюч Белгородской области, куда с мастер-классом приехала Татьяна Анатольевна Ракитянская со своей программой «Каждый ребёнок музыкант». Это интересный подход к обучению, когда ребёнок постепенно раскрывает свои способности: сначала голоса, затем ему дают блок-флейту, а затем другие инструменты. Длился мастер-класс всего три дня и произвёл на меня огромное впечатление. У нас в семье были трапециевидные 19стр гусли и несколько «перепёлочек» - это такие сувенирные гусли. На них нам перетянули струны и мы выучили первые песенки и аккорды. Я помню, что мы играли «У кота-воркота» и эти гусли вступали в самом конце, в кульминации оркестровой зарисовки.  До сих пор у меня в памяти то волшебство, которое повисло в воздухе!

Потом мама пригласила в наш городок с мастер-классом Любовь Басурманову, она дала уже более основательные знания, поставила нам руку. Я занималась гуслями «стихийно» и первое время мы играли дуэтом с моей подругой. А в 2009 нас с ней пригласили в Чехию на фестиваль «Перевоплощение». Смысл был в том, что приглашённые из шести славянских стран музыканты должны были составить общую музыкальную программу и ездить с гастролями. Так и получилось, мы жили в отеле в Карпатах, обменивались опытом, делали совместные музыкальные зарисовки, а затем поехали с гастролями. С тех пор я занимаюсь гуслями постоянно.

У вас с ними долгий совместный путь! Как вы считаете, сейчас гусли скорее экзотика или активно входящий в моду инструмент?

Я начинала играть в 2002 году и тогда действительно о гуслях мало, кто знал. То есть были академические гусляры, но самобытных, в свободном творческом полёте музыкантов было мало. Я увидела их на фестивале «Живая старина» в Ростове Великом. Лет 6 или 7 мы ездили туда и вдохновлялись этой атмосферой: старинный кремль и такие гусляры, как Егор Стрельников, Андрей Байкалец, Евгений Бунтов. По сравнению с теми временами, сейчас гусли, конечно, зарождающийся тренд. И не в последнюю очередь благодаря «Миру гуслей».

И вы тоже причастны к популяризации этого инструмента. Вы ведёте преподавательскую деятельность именно по гуслям. Почему именно они? Как давно этим занимаетесь и что за люди приходят к вам обучаться?

Около семи лет и у меня было более сотни учеников. Обучаю гуслям просто потому, что мне они очень нравятся, я их люблю. Вообще, я сторонница того, что нужно делать то, что приносит удовольствие. Ну и это культурная память моего народа, не без этого!

Среди моих учеников есть и взрослые, и дети. Приходят по разным причинам, кто-то рассматривает гусли, как арт-терапию и медитацию после работы, кто-то хочет научиться играть на серьёзном уровне и ставит себе высокие цели мастерства. Ко мне приходят танцоры, бизнесмены, программисты – и все выбирают гусли в качестве хобби, что не может не радовать.

С кем вам проще работать: со взрослыми или с детьми?

Со взрослыми проще, поскольку передо мной не стоит задача заинтересовать и дисциплинировать человека, он уже знает, зачем сюда пришёл. У меня не было ученика, который на первом же занятии не сыграл пару песен. Основной навык: играть аккордами, аккомпанировать себе приобретается гораздо быстрее, чем на других инструментах, а дальше уже индивидуально. Там стоит вопрос координации обеих рук, и количества времени, которое человек готов этому уделить. Люди вдохновляются, учатся, сами подбирают себе репертуар и им это действительно интересно.

Но бывают и очень заинтересованные дети. Я ежегодно езжу в историко-патриотический летний лагерь «Ярилка» в Воронежской области, где неделю веду «Гусельную мастерскую». Из большого количество занятий ребята выбирают те, которые по душе и приходят ко мне. За неделю мы выучиваем несколько песенок, так что они потом дружно выступают. Да, есть небольшая фора у тех детей, кто уже знаком с музыкой, но итог один: все они через неделю осваивают основную технику и играют 2-3 песни. На занятиях я стараюсь переключать фокус их внимания то на танцы, то на ритмические упражнения.

Я очень лояльный учитель, строгая проверка домашнего задания и убеждения, что «надо играть» каждый день точно не про меня. Я сторонница того, что всё нужно делать в удовольствие.

В чём сложность, а в чём, наоборот, простота освоения гуслей?

Сложности нет, ноесть некоторые ограничения в игре: диатонический звукоряд, в целом небольшое количество струн. Мне, например, не хватает в гуслях глубоких басов.

А простота в том, что гусли подвластны всем! Я не знаю, что должно быть такого, чтоб у человека не было возможности научиться на них играть. Не нужен музыкальный слух и многие другие навыки, ты приобретаешь их уже в процессе обучения. Нет мозолей на пальцах, лёгкие, в целом максимально «юзер-френдли» инструмент: просто пальцы через струну поставил и играешь первые два аккорда прям сразу. Плюс доступность, особенно сейчас, когда «Мир гуслей» запустил инструменты в серийное производство, сделал рассрочку.

Насколько важна нотная грамота для игры?

Нотная грамота – это своего рода язык общения музыкантов. Но если человек планирует играть для себя, тем более в авторском или фолк-стиле, она необязательна. Нужно знать названия нот и где они находятся на твоём инструменте, всё.

О стилях музыки. Вы играете в ансамбле, какую музыку вы исполняете?

Это группа «Невоморье», мы играем авторскую музыку. Тесно сотрудничаем с клубом исторической реконструкции и вся музыка, костюмы стилизованы под раннее средневековье. В основном составе нас трое: собственно, я, Сергей Кашин-Свешников (он же возглавляет клуб реконструкции) и Иван Петров (фольклорист, ездит в этнографические экспедиции, собирает материал и мы иногда его играем). Наше творчество посвящено культурному наследию Русского Севера, Ладоги, Карелии.

Много внимания вы уделяете и импровизации. У вас есть даже проект «Рисование звуком». Что нежно, чтоб научиться импровизировать так же, как вы?

Да, я выступаю с Игорем Лузиным (ханг), и мы играем импровизацию. То есть мы собираемся на репетеции, но никаких специальных музыкальных заготовок у нас нет. Мы договариваемся о каком-то образе, например, океан, Вселенная, бесконечная любовь, крылья, и начинаем играть, а прямо в процессе рождается музыкальная история. На мой взгляд, в этом большая ценность музыки и импровизации: это прям творчество в чистом виде, в реальном времени. И все могут испробовать это на себе благодаря обучению. Что для этого нужно? Прежде всего смелость. Позволить себе попробовать, позволить себе ошибиться. Это может быть трудно, особенно для людей с музыкальным образованием, когда ты привык учить произведения и исполнять их. Но импровизация это про то, что как сыграю – так и правильно. Нет ничего, что тебе нельзя. И для этого нужна смелость. Но и техника важна, она позволяет не контролировать механические движения рук, в этом помогает обучение. Мы учим простые мелодии, народные песни, а на их основе осваиваем приёмы. Затем начинаем импровизацию, например берём один аккорд, который играем и придумываем музыку для правой руки, пробуем, слушаем, что нравится, что не нравится.

Как произошла ваше знакомство с «Миром гуслей»?

Мы познакомились с Сергеем, когда он только открыл свою маленькую мастерскую, ещё до пожара. Мы ехали с мамой на машине из Питера в Белгородскую область, и она предложила зайти к нему. Написали ему поздно вечером, и он нас пригласил, всё показал, мы тогда купили первые крыловидные гусли. С тех пор у меня уже около 10 инструментов мануфактуры «Мир гуслей».

Какие гусли из модельного ряда «Мира гуслей» Вам наиболее по душе и почему?

Я все гусли люблю! Может, кроме самых простых, потому что в них мне не хватает изюминки. Если выбрать, что прям по душе, то это модель Столбово. Несмотря на то, что играю я на шлемовидных гуслях, я очень люблю звучание Столбово. Они более гулкие и мощные. Мне нравится аккомпанировать на них под некоторые песни. А так, чаще всего играю на 18-струнных гуслях, сделанные под мой индивидуальный заказ со звукоснимателем внутри, это очень для меня удобно. Я на них много мелодий исполняю. А, как известно, чем дольше играешь на инструменте, тем он лучше звучит. Как профессиональные индийские музыканты: в музыкальных семьях Индии дети наследуют не только ремесло, но и мастерство игры на музыкальных инструментах. И вот уважающие себя музыканты не играют на инструментах моложе 50 лет. Считается, что звучат они круче. С гуслями примерно так же! Новые гусли звучат не очень, а спустя пару месяцев – уже лучше, а через десять лет - еще лучше. Не знаю, как это физически работает, но так оно и есть.

Алёна, где вы черпаете вдохновение?

Путешествия. Смотреть, как живут другие люди, чувствовать новую атсмосферу, постигать другую культуру – это невероятно вдохновляет! Так же, черпаю в общении с другими музыкантами. Этот обмен энергией заряжает, и ты начинаешь больше работать. Но часто вдохновение у меня очень спонтанное! Вот ложусь спать в три часа ночи, накрываюсь одеялом и вдруг решаю, что я хочу что-то попробовать сыграть. Встаю – и вот оно моё вдохновение, просто неожиданно пришло. Это не системно, у меня вообще мало что системно. То есть это либо новый эмоциональный опыт от путешествий или общения с людьми, либо что-то спонтанное.

Берёте ли вы инструмент с собой в путешествие?

Не всегда. Не могу сказать, что я всегда и везде с гуслями. Особенно, если предстоит лететь на самолёте! Однажды мне пришлось сдать их в багаж, замотала в километры плёнки и ничего, долетели. Конечно, гусли удобнее, чем арфа, их можно брать, как ручную кладь, они лёгкие, но чаще они путешествуют со мной в автомобильных поездках по России.

Алёна, дайте совет начинающим гуслярам.

Самый главный совет – начните! Если есть желание – делайте. Люди часто откладывают свои мечты на потом, а вот если ты чувствуешь, что это твоё – то просто начни. Исполнять свои мечты очень реально. Не нужно бояться, просто поверьте, гусли – это просто. И самое главное моё жизненное правило – делать всё в удовольствие. Поэтому не забывайте, если взяли в руки гусли – играйте только для радости.