Если говорить о возрасте частушки, то, как ни странно, большинство исследователей датируют её происхождение началом XIX века. Но это не значит, что припевка так молода, напротив, вырос этот жанр из множественных деревенских напевов и мелодий, в некоторых местах называемых «частыми». Бытовало мнение, что частушка даже испортила народное творчество, превратив различные крестьянские мотивы в однообразные припевки. Но людям такой формат пришёлся по душе!
Кстати, о формате, тут потребуются школьные знания. Частушка чаще всего сочиняется в соответствии со стихотворным размером четырёхстопный хорей. Над смыслом куплета не всегда усердно трудились, иногда даже и рифмой пренебрегали. Но популярность свою частушка всё же приобрела. Особенно широко она шагала под руку с гармошкой по стране уже в XX веке, подогреваемая революционными темами.
Менялся традиционный быт и уклад деревни, менялось и народное творчество. Распространены были так называемые «страдания» - двухстрочные частушки, «несклады» - соответственно, без замысловатой рифмы, и прочие припевки. Некоторые темы особенно приходились по душе слушателям и появлялись целый группы частушек с бесконечным числом куплетов: «Яблочко», «Цыганочка», «Семёновна», «Подгорная».
Аккомпанемент мог быть любым: и гармошка, и балалайка, и жалейка, и гусли. Под гусли, кстати, очень красиво звучат частушки особого рода – «Завидочка», послушать можно тут: предлагаю вставить ссылку на видео Екатерины Бурдаевой. Но и за неимением инструментов изобретательный народ освоил пение частушек «под язык», когда вокал имитирует музыкальное сопровождение.
Словом, частушки уверенно отвоевали себе место в культуре и в народных сердцах всего за какие-то сто лет. И сейчас мы с удовольствием слушаем и потешные куплеты о бытовых неудачах, и крепкую ругань (а куда деваться, фольклор топором не вырубишь), и строчки о нелёгкой судьбе крестьянства. Но с песней всё как-то легче невзгоды выносить.