Телефон поддержки:
+7 (499) 113-11-69
Email поддержки:
info@mirgusley.com

Пермогорская роспись – жемчужина русского Севера.

Пермогорская роспись – жемчужина русского Севера.

 Как известно, в старину крестьяне преображали быт с помощью резьбы и росписи по дереву, ткачества и других видов декоративно-прикладного творчества, вносили в окружающую жизнь праздник, одухотворяли ее рукотворной красотой. Кроме эстетического наслаждения, росписи и украшения бытовых вещей и одежды многое говорили об их владельцах, а также имели символическое значение, связанное с древними языческими традициями, несли глубокий сакральный смысл, отражая взгляд крестьян на мироздание, оберегая их от нечистой силы.

  Особенно славились своим искусством мастера росписи по дереву северо-восточных районов русского Севера в бассейнах рек Двины, Пинеги, Мезени и Печоры. В частности, достойна изучения пермогорская роспись, возникшая в Красноборском районе Архангельской области.

 Пристань Пермогорье, от которой получил название этот промысел, расположена на самом высоком берегу Северной Двины. На крутой берег ведет лестница в 130 ступеней. В четырех километрах от пристани расположены деревни под общим названием Мокрая Едома: Помазкино, Черепаново, Большой Березник и Грудинская. Здесь жили мастера, работавшие в этой технике.

 Впервые пермогорскую роспись стали изучать в 1959 году во время экспедиции Загорского музея-заповедника, когда ученые обнаружили уникальные образцы крестьянской росписи.


 Возникла она, по-видимому, в XVIIIвеке. Ученые связывают этот стиль с иконописью, книжной графикой и рисовальным лубком, поэтому причисляют ее к графическим росписям, в отличие от свободно-кистевых (живописных). Первые мастера, занимавшиеся этой росписью, были также переписчиками и оформителями книг.

 В пермогорской росписи значительную роль играет линия – контур орнамента, четко обрисовывающий изображения черным или коричневым цветом. Основной цвет пермогорской росписи – красный, а желтый,  зеленый и изредка синий – сопутствующие цвета. На более ранних образцах росписи краски приглушенные: желтый был ближе к охре, красный – к темно-вишневому или терракотовому, использовался глухой зеленый. Для этой росписи характерно сочетание сложных растительных узоров с жанровыми сценками  из крестьянской жизни на белом фоне.

Сначала на изделие наносили грунт (мел с клеем), затем покрывали белилами, ножом прочерчивали контуры рисунка, наносили краски, а затем гусиным или сорочьим пером наводили черной краской контур. В завершение покрывали олифой.

История сохранила фамилии целых династий, занимавшихся пермогорской  росписью – Ярыгиных, Хрипуновых и Хвостовых. Под руками умельцев преображалась деревянная и берестяная посуда: набирухи (лукошки), ковши, жбаны, блюда, солоницы,  чарки, ендовы. Расписывали мастера также телеги и сани, дуги и хомуты, ткацкие станы и люльки, сундуки, короба  и ларцы. Все эти изделия они изготавливали из липы, осины и бересты.

Особенно ярко проявились приметы пермогорской росписи на расписных прялках, сменивших более архаичные резные.

 С детства, с 6-8 лет, девочка в крестьянской семье начинала готовить себе приданое к свадьбе: сначала пряла нити на маленькой прялке, которую ей сделал отец, чтобы потом наткать полотна для полотенец, рубах и сарафанов. Уже повзрослевшей девушке красивую расписную прялку дарил жених и она шла по деревне на посиделки (супрядки), гордо демонстрируя ее односельчанам. Девушки верили: у кого самая красивая прялка, ту больше всех любит жених.

 Основная деталь прялки – лопасть – расписывалась в два-три яруса (стана) по вертикали. На нижних ярусах изображались жанровые сцены из крестьянской жизни: на нижнем, как правило – посиделки девушек, выше – чаепития, катания в санях на лошадях или сцены охоты. Охотник, подстреливший птицу, символизировал жениха, а птица – невесту (прялку также дарили к свадьбе).

 Верхний ярус занимало изображение «древа жизни», на ветвях которого сидели птицы – один из любимых мотивов русского народного искусства, символизирующий могущество сил природы. В центре дерева, в круге (медальоне) – птица Сирин, мифическая райская птица с лицом и телом женщины до пояса. Эта птица, обладающая волшебным, чарующим голосом, способна пленить своим райским пением настолько, что ее слушатель забывает о реальности.

 В древности образ птицы Сирин выражал идею роста жизненных сил, саму идею жизни, считался обережным символом. Культ этой птицы продолжал существовать и в христианскую эпоху, олицетворяя человеческое благополучие и счастье. Гораздо реже на верхнем ярусе мастера изображали льва, грифона или единорога.

 Границы ярусов расписывали бордюрами из растительных и геометрических элементов – трилистников, тюльпанов, ягодок, ромбов, дуг, эти же элементы покрывали свободную поверхность. Их характер говорил об индивидуальном почерке мастера.

 Иногда умельцы оживляли роспись надписями: на колыбели младенца - пожеланиями здоровья и долголетия, на посуде – шутливыми: «Неси», «Не плещи».

 В XVIII веке, когда пермогорской росписью занимались  только художники из книжных мастерских в районе пристани Пермогорье, изделия в этой технике  были более тонкие и профессиональные, а к XIX веку, когда этот стиль переняли жители окрестных деревень, роспись выглядит более примитивной.

 В 30-е годы в Пермогорье практически прекратили заниматься этим промыслом.Возрождать его начали в Архангельске в конце 1960-х, после научных открытий экспедиции из Загорского музея-заповедника. Старинные предметы с пермогорской росписью изучали и повторяли на архангельской фабрике «Беломорские узоры».Это предприятие народных промыслов и сейчас производит деревянные изделия с разными видами росписи русского Севера.