Телефон поддержки:
+7 (499) 113-11-69
Email поддержки:
info@mirgusley.com

А после Святок – под венец!

А после Святок – под венец!

Святки в самом разгаре, а это значит, что народ гуляет, молодежь веселится, а кто-то в вихре долгожданного праздника загадывает о будущей жизни. И все это с шумом, смехом и весельем. Заглянем в крестьянскую избу, откупленную для молодежного гуляния?

Святочные вечеринки, или игрища – одна из основных форм общения молодежи во время праздника. Именно там выстраиваются взаимоотношения, формируется и даже закаляется людской характер, складываются парочки и, в дальнейшем, возникают молодые семьи.

Итак, вечером первыми в избе собирались девушки. Они приводили ее в порядок и наряжались сами. Позже появлялись парни и другие жители деревни. Парни должны были раздобыть и принести дрова, чтобы затопить печь и прогреть избу, где будет проходить вечерка.

 Кто-то может спросить, зачем на молодёжных игрищах присутствовали взрослые? С точки зрения современных реалий вопрос уместный. Но мы не забываем, что деревня – это община, где все делалось сообща: и работа, и празднества. Взрослые послеживали за порядком, присматривали за молодежью, оценивали наряды девушек и подарки парней, то есть их состоятельность. Молодежь гуляла в присутствии взрослых. Это сплачивало общинный дух и гарантировало достойное поведение: подлым и лицемерным поступкам в таких ситуациях не было места. Молодежь училась выражать свои чувства корректно и принимать какие-либо неудачи смиренно. Так закладывались здоровые отношения в коллективе, где многое зависело от каждого. Однако, учёными зафиксированы сведения, что в Торопецком уезде Псковской области на молодежные вечерки не допускали замужних и женатых, и даже пожилые присутствовать не могли.

Молодежь веселилась, пела, водила хороводы, плясала и играла в игры. Взрослые, если были допущены на вечерку, следили за их развлечениями, общались между собой, обсуждали свои хозяйские дела и самые разнообразные вопросы. Кто-то приходил, кто-то уходил, но веселье продолжалось далеко за полночь.

В самый разгар гуляния в избу вторгалась ватага ряженых - одетых в пестрые лохмотья и самые немыслимые костюмы людей. Они наводили свои порядки: начинались особые игры, участниками которых становились все находящиеся в избе по очереди. Действия ряженых носили посвятительный характер и вызывали у присутствующих целый спектр сильных ощущений: и смех, и страх, и стыд, а где-то и физическую боль. В грубоватой игровой и комической форме они затрагивали сферу сексуальных отношений, вовлекая в свои игры всех в избе. Молодежь в обязательном порядке должна была пройти такое испытание – вступить в игровой контакт с ряжеными. Избежать этого было невозможно, да и не статусно. В играх ряженых часто затрагивалась тема стыда и обнажения, а некоторое игры, например, «Змея», «Покойник» или «Кузнец», специально создавали срамные ситуации, на которые нужно было уметь реагировать спокойно и со смехом.

После ухода ряженых пение, пляски и игрища возобновлялись. В них все отчетливее звучала тема брачных отношений. Выражалось это в следующем. Песни, что исполнялись на святочных посиделках, всегда сопровождались движениями: девушки, одни или с парнями, ходили рядами, кругами, завивались цепочкой, кланялись друг другу, целовались. Это отличало святочный цикл от всех остальных игр и песен, исполнявшихся на других посиделках. Лирические и свадебные песни в Святки становились игровыми, или хороводными, обязательно заканчивавшимися поцелуем парня и девушки. Считается, что традиционно целовальные игры дозволялись только в Святки.

Среди песен и хороводов святочной вечерки чаще всего встречались наборные, игровые и разборные типы. Широко использовались песни с «отпевами», схематически выстроенные на задаваемых вопросах и получаемых ответах – своеобразный песенно-игровой диалог между парнями и девушками, в котором можно и спросить, чего постесняешься в обычной ситуации, и ответить от души. Хороводные игры сопровождались как движением, так и мимикой, и жестами, иллюстрируя то, о чем пелось в песне. Излюбленными святочными хороводами были так называемые воротца, где участники должны были проходить под аркой из множества пар рук. Большинство святочных хороводов основывалось на выборе пары: один или двое водящих ходили под песню внутри или снаружи круга и выбирали себе пару, которая становилась заменой водящего, либо парни, стоявшие в одной шеренге, вызывали к себе девушек из другой. Так молодежь могла демонстрировать симпатию друг к другу. Мотив выбора пары был доминирующим в играх святочных посиделок. Часто и сами игры назывались «женитьба», «свадьба», и указывали на свою основную цель.  Выбор пары в разных играх мог диктоваться как личными желаниями игроков, так и случайным стечением обстоятельств: бросание жребия, угадывание. Разделение игроков на пары способствовало тому, что в конечном счете каждый молодой человек и девушка найдут себе пару по душе благодаря личным симпатиям или в результате случайного перебора партнеров. Ведь точными науками доказано: чтобы понять, что человек «твой», достаточно нескольких секунд физического взаимодействия с ним.

Тема брака, таким образом, активно звучала в и действах ряженых, и в хороводах и играх молодежи, превращая святочные игрища в важный период в семейной обрядности. И в этом смысле собрания молодежи в Святки становились своеобразной подготовкой и испытанием для тех, кто достиг брачного возраста. А после Святок наступал мясоед - традиционное время крестьянских свадеб.

Автор: Мария Зинина

Фото: Ряженые, интернет свободный доступ