Архитектура Владимиро-суздальского княжества – это образец уникальных и неповторимых построек, названных поэзией в камне. Это вместилище древних образов, приоткрывающее миру Русское средневековье.
Поэзия в камне – такое сравнение в полной мере применимо к собору Дмитрия Солунского, или, как его называют по-простому, Дмитриевскому собору во Владимире.
Этот крестово-купольный белокаменный храм был возведен в 1194 году при великом князе Всеволоде Большое Гнездо. Он полностью отвечает стилистике владимиро-суздальской архитектурной школы. Строили его лучшие русские мастера, используя белый известняк.
По своей конструкции это небольшой четырёхстолпный одноглавый храм, что является типичным для культовых сооружений двенадцатого века. Дмитриевский собор был построен в то время, когда власть Владимирского княжества усиливалась. Это был дворцовый храм великого князя Всеволода Большое Гнездо. Особый интерес представляет его внешнее убранство.
Храм снаружи украшен резными рельефами. Богатство и разнообразие каменного декора впечатляет: на фасадах насчитывается более шестисот рельефных изображений животных, растений, мифологических существ, святых.
Фасады храма разделены на три яруса. На нижнем декор практически отсутствует, резьбой украшены лишь перспективные порталы. В былые времена храм с трех сторон окружала галерея. Она не сохранилась, и нижний ярус так и остался без декора.
Верхний ярус и световой барабан щедро украшены резьбой. Среди декоративных мотивов встречаются множество европейских, византийских и балканских образцов. Это дает право утверждать, что в строительстве и украшении собора принимали участие не только русские мастера.
Удивляет факт, что замысел создателей фантастической белокаменной резьбы Дмитриевского собора по сей день не изучен до конца, а расшифровка большинства композиций и сюжетов продолжает быть предметом споров не одного поколения ученых.
Центральной фигурой декора можно назвать библейского царя и пророка Давида. Он изображен на трех фасадах храма. В руках его музыкальный инструмент, похожий на гусли. Он слагает свои мудрые псалмы и прославляет Бога. Все правильно, где священная мудрость, там и инструмент, ставший родоначальником гуслей. Только древним струнам можно доверить выражение истинных смыслов, они обязательно донесут.
Рядом с Давидом размещены многочисленные изображения львов и львиных масок. Они символизируют божественное происхождение царской и княжеской власти. Владимирское княжество должно было таким образом утвердить свое величие и главенство в тот период времени.
В декоре часто встречаются изображения диковинных животных, цветов, птиц. Все это отсылки к образам райского сада.
Среди животных много тех, что символизируют власть - львы, орлы, барсы. А изображения двуглавых чудовищ, замысловатых полусобак, полуптиц и им подобных отсылают нас к русской и европейской мифологии и сказкам. Они не отпугивают и придают узорам сказочный характер.
Собор опоясывает колоннада среднего яруса. В ней мы встречаем целую галерею фигурок святых. Среди них первые святые князья-мученики братья Борис и Глеб. На них княжеские головные уборы, а в руках они держат кресты. А еще здесь же фигурки двенадцати апостолов, воинов-всадников Дмитрия Солунского и Георгия Победоносца и даже Александр Македонский. Его изображение – еще одна отсылка к творениям иноземных мастеров.
На северном фасаде изображен мужчина с ребенком на руках. С обеих сторон его окружают дети постарше. Считается, что это князь Всеволод с сыновьями. У него было много детей, не случайно его прозвали Большое Гнездо.
Среди рельефов собора можно найти сюжеты из древних летописей и даже из скандинавской мифологии. Привлекают к себе внимание мотив с богатырем Редедей и победа над мировым волком Фенриром.
На рельефе с условным названием «Борцы» изображен поединок князя Мстислава Владимировича с богатырем Редедей. Бой проходил непросто, в итоге князю удалось одолеть могучего богатыря, хотя в определенный момент последний стал побеждать. В военном искусстве древности исход битвы нередко решался поединком «главнокомандующих». Когда Мстислав понял, что проигрывает эту битву, он взмолился Богородице и пообещал в случае своей победы построить храм. И вот откуда-то взялись у князя силы, он сбросил с себя богатыря и пронзил его своим мечом. Кстати, после победы князь Мстислав сдержал свое обещание и построил церковь в честь Богородицы в Тмутаракани (Тамань). В 1955 году археологи обнаружили ее фундамент.
Страшной, правильной и уместной выглядит мотив победы над мировым волком. В глобальном плане это победа добра над злом. А в масштабах тогдашнего Владимирского княжества, одолеваемого разросшейся популяцией волков, рельеф этот злободневен и носит вполне реальный бытовой характер.
Представляет интерес и растительный орнамент. Он мог символизировать ростки божественной веры, плоды добрых дел человека, чистоту и непорочность божественного начала, заложенного в самой концепции декора любого христианского храма.
Собор создавался в то же время, когда в европейской архитектуре набирала свои силы готика. Отражая некоторые декоративные особенности романо-готической архитектуры, Дмитриевский собор представляет собой абсолютно уникальное явление, радующее ценителей древнего зодчества по сей день.
Автор: Мария Зинина
Фото: Дмитриевский собор, с сайта Фрипик