Телефон поддержки:
+7 (499) 113-11-69
Email поддержки:
info@mirgusley.com

Браки совершаются на небесах. Часть вторая

Браки совершаются на небесах. Часть вторая

Продолжаем разговор о неравных браках. В прошлой статье мы рассматривали браки, неравные по возрасту, и нашли в них как дурное, так и положительное. И в большинстве случаев, особенно в крестьянской среде, неравные по возрасту браки были своеобразным способом выживания.

В этой статье рассмотрим браки с иноверцами и браки между представителями разных сословий.

Браки с представителями других конфессий практически никогда не представляли проблемы. Для них существовало непререкаемое жесткое правило: иноверец должен был принять православие. И далее жизнь его протекала спокойно, как и у большинства обычных людей. Встречались также, но очень редко, в порядке исключения, браки православных с протестантами или католиками. Однако в таких браках оговаривалось обязательное условие: родившиеся дети должны быть воспитаны в православной вере

Более драматичные истории связаны с браками, неравными по сословной принадлежности. В истории они названы французским словом мезальянс -  брак между людьми различного социального положения, отличающимися по имущественному положению.

В сословном обществе мезальянс встречался нечасто и всегда осуждался. Однако некоторые примеры мезальянса заслуживают особого внимания.

В этой связи вспоминается история Николая Шереметева и крепостной актрисы и певицы Прасковьи Ковалевой-Жемчуговой.

Прасковья была дочерью кузнеца, но природа наградила ее недюжинным певческим и артистическим даром. Она могла бы остаться незамеченной, но ее прекрасный голос услышали, приняли, воспитали, обучили и предоставили условия для дальнейшего творческого развития.

Семья Шереметевых ценила театральное искусство. Известно, что в их имении Кусково был специально создан крепостной театр. О его талантливой труппе ходили легенды. Даже императрица Екатерина II однажды посетила спектакль театра Шереметевых, чтобы услышать пение Прасковьи. Юная актриса была на высоте. Своим искусством она смогла растрогать императрицу до глубины души. После спектакля Екатерина подарила Прасковье бриллиантовый перстень со своей руки в знак признания ее невероятного таланта. С легкой руки императрицы появилась и новая фамилия Прасковьи – Жемчугова – жемчужина крепостного театра Шереметевых.

 Актрису заметил и сын создателя театра Николай Шереметев. Он полюбил ее всей душой, но все попытки ввести возлюбленную крепостную в свой «высший» свет заканчивались непониманием и неприятием. Молодые тайно обвенчались, но счастье их длилось недолго: Прасковья вскоре после родов умерла. Николай пережил ее всего на шесть лет. Этот неравный брак стал примером беззаветного служения искусству.

Еще одним примером скандального мезальянса, закончившегося счастливо, стал брак художника Константина Федоровича Юона и крестьянской девушки Клавдии Алексеевны Никитиной.

Художник происходил из обеспеченной интеллигентной семьи. Его отец работал директором компании по страхованию имущества, а мама была музыкантом. О возможности подобного неравного брака для своего сына они не допускали и мысли. Но случилось то, что случилось, и событие это надолго разобщило семью.

Константин Федорович успешно учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Его учителями были Константин Савицкий, Валентин Серов и Николай Касаткин. Уже в студенческие годы картины молодого художника находили своего ценителя и хорошо продавались.

Художник частенько выезжал на этюды в имение своих друзей Лигачёво в Подмосковье. Там-то он и встретил свою судьбу. Работая над пейзажем, он заметил необычайно красивую девушку с длинной густой косой. Она шла по воду с коромыслом. Художник был не только поражен ее истинной русской красотой, он увидел в ней нечто глубинное, корневое, что заложено в женщине природой.

Сословные предрассудки не позволили родителям принять неравный выбор своего сына. Семья никак не хотела признавать этот с их точки зрения «унизительный» брак.  Отец, желая вразумить сына, пошел на крайние меры: он отказал ему от дома и оставил без поддержки. Это было серьезным испытанием для молодого художника, но он выбрал любовь! Семья не присутствовала на бракосочетании молодых и не знакомилась с новыми родственниками.

Но любовь сильнее всяких предрассудков. Она окрыляла молодого художника и стала толчком для создания большого количества талантливых произведений, которые в настоящее время украшают собой коллекции крупнейших музеев. Он писал пейзажи, многочисленные портреты своей необыкновенно красивой жены. К счастью, родители Константина, видя счастливую жизнь и творческий рост своего сына, смирились с его выбором.  Красота, душевная цельность и щедрость Клавдии Алексеевны смогли разрушить все сословные предрассудки.

 Их счастливый брак длился без малого шестьдесят лет в любви, согласии и взаимопонимании. Как видно, реальная жизнь в очередной раз доказывает, что все в ней условно и напрямую зависит от людей. Там, где есть истинная любовь и вера друг в друга, для счастья человеческого не существует никаких сословных преград.

Автор: Мария Зинина

Фото: Юон, Портрет женщины - из свободных интернет источников