Телефон поддержки:
+7 (499) 113-11-69
Email поддержки:
info@mirgusley.com

Во что верится, то и сбудется

Во что верится, то и сбудется

Среди наследия устного народного творчества, связанного с духовной сферой человека, особо выделяется такая форма энергетически сильных словесных формул, как заговоры. Владимир Иванович Даль, исследователь  живого великорусского языка, отмечал, что эти словесные посылы нельзя расценивать как отход от канонов православия и связь с чернокнижием. Ученый видел в заговорах нечто более серьезное, чем просто поверье или банальное суеверие.

В своём труде «О поверьях, суевериях и предрассудках русского народа» он обращал внимание на загадочную сущность заговоров. Он характеризовал их как таинственные по смыслу слова, открывающие в человеке дополнительный источник веры в свое благополучие или избавление от чего-то недоброго.

Владимир Иванович живо интересовался словесным выражением реалий народной крестьянской жизни, собирал интереснейшие образцы и явления, в том числе и заговоры.

Рассматривая структуру заговора, исследователь указывал, что они совершались обязательно  с молитвой, потому что народ наш страшится чернокнижия, и лишь невежественные люди приписывают народу связи с нечистой силой.

Заговор всегда начинается в молитвы, крестного знамения и благословления – это отсылка к христианской вере, в лоне которой проходила жизнь крестьянина. Далее в текстах заговоров могли встречаться и море-океан, и бел-горюч-камень алатырь, и другие образы из древних религиозных верований. После этого человек, произносящий заговор, обращается собственно к сути своего предмета и оканчивает заклинание устойчивой фразой: слово мое крепко, быть по-моему, или аминь.

Конечно, с точки зрения критического мышления и канонов христианства, в заговоре ярко видится и невежество, и смешение духовных и мирских,  святых и суеверных понятий. Однако исследователь не отмечает в заговоре злонамеренности.

 Вера в непреодолимую силу слова – вот на чем основываются все заговоры. К слову народ относился серьезно. И, конечно же, умел оценивать то, что слышал. Иначе не возникли бы пословицы: язык без костей – все мелет, собака лает, да ветер носит, криком избы не срубишь; хоть чертом зови, только хлебом корми, хоть горшком назови, только в печь не ставь.

В народе считалось, что заговор мог произносить не всякий, а лишь тот, слова которого звучали от души, соблюдая притом все установленные для этого приемы и условия. Стало быть, народ верил в некую всемогущую силу воли, в действие духа на дух, на незримые и неведомые силы природы, которые обнаруживаются затем в явлениях вещественных, доступных человеческим чувствам. Такое часто противоречит здравому смыслу, но ученые видят в этом явлении некий животный магнетизм. Давайте рассмотрим тексты заговоров.

Заговор от ранений. Встану я благословясь, лягу я, перекрестясь, пойду стану благословясь, пойду пререкрестясь во чистое поле, во зеленое поморье, погляжу на восточную сторону: с правой, со восточной стороны, летят три врана, три братеника, несут трои золоты ключи, трои золоты замки; — запирали они, замыкали они воды и реки и синие моря, ключи и родники; заперли они, замкнули они раны кровавыя, кровь горючую. Как из неба синего дождь не канет, так бы у раба божьего N.N. кровь не канула. Аминь.

Приворотный заговор, произносимый на подаваемый  напиток.  

Лягу я раб Божий помолясь, встану я благословясь, умоюсь я росою, утрусь престольною пеленою; пойду я из дверей в двери, из ворот в вороты, выйду в чистое поле, во зеленое поморье. Стану я на сырую землю, погляжу я на восточную сторонушку, как красное солнышко воссияло: припекает мхи-болоты, черные грязни. Так бы прибегала, присыхала раба Божия N. о мне рабе Божьем N. очи в очи, сердце в сердце, мысли в мысли; спать бы она не заспала, гулять бы не загуляла, аминь тому слову.

Заговор от ружья. На море, на окиане, на острове на Буяне, гонит Илья Пророк на колеснице гром со великим дождем: над тучей туча взойдет, молния осияет, гром грянет, дождь польет, порох зальет. Пена изыде и язык костян. Как раба-рабица N. мечется, со младенцем своим не разрежается, так бы у него раба N. бились и томились пули ружейные и всякого огненного орудия. Как от кочета нет яйца, так от ружья нет стрелянья. Ключ в небе, замок в море. Аминь, трижды.

Заговор от укушения гада. Молитв ради Пречистыя твоея матери благодатный свет мира, отступи от меня, нечестивый, змея злая, подколодная, гадина люта, снедающая людей и скот: яко комары от облаков растекаются, тако и ты опухоль злая разойдись, растянись, от раба Божьего N. Все святые и все монастырские братья, иноки, отшельники, постники и сухоядцы, чудовные святые лики, станьте мне на помощь, яко в дни, тако и в нощи, во всяком месте, рабу Божьему N. Аминь.

Все приведенные примеры заговоров построены по одной композиционной схеме. Человек обращается к высшим силам, к объекту, который надо заговорить, давая ему точные и ёмкие характеристики, а затем утверждает свою волю по отношению к этому объекту и в конце закрепляет свое высказывание «священной печатью» слов.

Исходя из содержания текстов заговоров, можно сделать вывод, что в них заключались истинные чаяния народа, стремление к безопасному и безбедному существованию, удачному замужеству, здоровью и выживанию.  Успех заговора, произнесенного в специальный, подходящий для этого день, помогал крестьянину укрепиться в вере в добро и высшие силы.

По материалам главы «Заговор» сборника В.И.Даля «О поверьях, суевериях и предрассудках русского народа».

Автор: Мария Зинина

Фото: заговор, интернет свободный доступ