Телефон поддержки:
+7 (499) 113-11-69
Email поддержки:
info@mirgusley.com

Поле хрустальное, межи деревянные.

Поле хрустальное, межи деревянные.

Так красиво в устном народном творчестве загадывают загадку об окнах. Окна крестьянской избы были необходимым предметом и носили утилитарный характер с точки зрения декоративного искусства. Их деревянные резные наличники и ставни поражают воображения своими декоративными узорами и придают дому сказочный вид. Говорят, окна – это глаза дома. Дом как бы смотрит на мир через них. А глаза, как известно, еще и зеркало души.

Окна служили своеобразной границей внутреннего мира человеческого жилища, отделяя от него мир внешний, порой чужеродный и агрессивный – непогода, дожди, жара и другие неприятный человеческому естеству погодные условия.

Окна впускали в дом свет – белый солнечный свет, освещающий скромную обстановку избы, дающий тепло и уверенность, и символизирующий добро.

Сами по себе окна, как конструкции, сочетающие в себе деревянные рамы со стеклами, появились не сразу. Произошло это примерно в семнадцатом веке. Такие окна считались роскошью и были доступны только состоятельным людям. До этого изобретения в богатых домах вместо стекла использовалась слюда, а рамы делались из опасного токсичного металла – свинца.  

В домах крестьян и небогатых горожан использовались относительно прозрачные бычьи или рыбные пузыри. Размеры окон были небольшими. Чаще всего они прорубались по размеру одного-двух бревен сруба, и использовались не столько для освещения, сколько для проветривания и вывода дыма и помещения.

По прошествии времени, к девятнадцатому веку, окна избы размещали на фасаде, на одной из боковых сторон, там, где была входная дверь и на фронтоне или мезонине. В больших двухэтажных домах, где первый этаж занимали помещения хозяйственного назначения, окна прорубали на втором этаже в жилой части.

Общее количество окон зависело от конструкции избы. Обычно четыре окна устраивали в избе, состоящей из одного жилого помещения и сеней: три на фасаде и одно сбоку. В «пятистенках» и двойнях прорубали по семь-восемь окон: пять-шесть на фасаде, два-три на боковой стороне.

Высота окон тоже не была произвольной. Она складывалась из соотношения диаметра четырех-пяти венцов сруба. Слуховое окошко на фронтоне было значительно меньшего размера. Окно мезонна, или, кок его еще называли, светелки, делалось по типу «венецианского» и было достаточно широким – в три поставленных вплотную друг к другу обычных фасадных окна.

Окна прорубали прямо в бревнах готового сруба. В проем устанавливали коробку из толстых тесанных плах – оконных косяков. К ней крепились рамы. Внизу конструкции встраивался подоконник, сверху – лобанок – верхние и нижние бревна, придававшие конструкции устойчивость и надежность. Такие окна назывались косящатые. Оконные коробки из пиленных досок вошли в обиход лишь к концу девятнадцатого века.

Косящатые окна делались массивными. Еще бы, ведь в их основе лежало бревно! Они были квадратными. Их высота соответствовала двум венцам сруба. В них вставляли слюду, рамы с рыбьим или бычьим пузырем, стеклом. Окна с косяками были предметом роскоши и гордости крестьянской семьи. В устном народном творчестве они выступают как символ благополучия, достатка и безбедной жизни. Такое окно было богато украшено снаружи резными наличниками и ставнями, что дало ему и другое название – красное окно, то есть красивое.

Косящатые окна начали появляться в крестьянских избах, вероятно, в восемнадцатом веке, хотя были известны на Руси достаточно давно, века с тринадцатого.

Кроме венецианского и косящатого окон, в избе могли быть и другие его разновидности. Окно репьястое по своей массивной конструкции напоминало косящатое, но было меньшего размера и состояло из мелких круглых, напоминающих розетки ячеек, заполненных слюдой, стеклом. Название, вероятно, происходит от названия древнего узора «репей».

Слуховое окно прорубалось на фронтоне избы и служило для проветривания чердака. Оно было маленьким – всего в один венец сруба. Его либо стеклили, либо задвигали специальной дощечкой в пазах. На Русском Севере и в Поволжье слуховое окно обрамлялось росписью с наружной стороны фронтона.

В стене напротив устья печи располагали небольшое окно в раме, позволявшее освещать печь при ее топке и приготовлении пищи.
Такие окна были характерны для русских изб по всей России. Судными они назывались в деревнях северных и среднерусских губерний.

Окна в крестьянских домах не открывались. Такая конструктивная особенность помогала сохранять тепло, когда это было жизненно необходимо. К тому же о тепле заботились тщательно. Готовясь к зиме, окна утепляли и могли даже полностью заложить их плетеными соломенными матами. Зимой тепло дороже света!

Фасадные окна прикрывали ставнями. В некоторых домах деревянные резные наличники и ставни были (и остаются) шедеврами народного искусства и воплощением высочайшего художественного вкуса безымянных мастеров-резчиков.

Необходимо также заметить, что окна были не только конструктивной необходимостью дома. Они наделялись и разнообразным символическим значением. Наличие окон было показателем человеческого жилища. А все, что было «без окон и дверей», как в избушке Бабы Яги, принято было относить к «иному» миру. Окна находились на границе внутреннего мира жилища и внешнего, часто враждебного, мира. Через окна должен проникать только свет. Для всего остального есть дверь. Поэтому так внимательно прислушивались и присматривались наши предки к тому, что происходит у окон. Из наблюдений складывались приметы: птица в окно влетит - к покойнику, дятел постучит носом в наличник окна – быть смерти или беде. Стук ночью в окно также символизировал возвращение в дом покойника, недавно отвезенного на кладбище.

Окно мыслилось и как место символической связи между живыми и мертвыми. Именно поэтому в день смерти ставили на подоконник емкость с водой и прикрепляли к косяку полотенце. Это предназначалось для души умершего, по древним поверьям, якобы находившейся сорок дней после смерти в своем жилище. В дни поминовения всех усопших на окна вывешивались полотенца. Считалось, что по ним в дом на поминальную трапезу входили умершие родственники - «родители».

Через окно нельзя было выбрасывать мусор или выливать помои. Считалось, что в доме и под окнами обитали ангелы, оберегавшие жилище. Милостыня для нищих, переданная через окно, была угодна Богу. Таким путем она скорее доходила до него.

Непростое это место – глаза дома и зеркало его души. Все, что происходило или звучало под окном, всегда имело сакральное значение в судьбе человека.

 Автор: Мария Зинина

Фото: Пинтерест, свободный доступ