В сказках и былинах мы встречаемся с названиями различных волшебных таинственных мест. Нам всегда понятно, доброе это место или нет, но где оно может находиться, точно никто не скажет. На географической карте искать бесполезно. Даже если и отыщутся созвучные или похожие на реальные названия – все равно они не будут теми сказочными локациями, которые нас интересуют. Что же делать? Где взять волшебный клубок, чтобы с его помощью узнать, далеко ли находится настоящее Лукоморье, в каком море-окияне лежит остров Буян, а где тридевять земель и тридесятое царство. А дальше клубок размотается, и ниточка потянется за Калинов мост через реку Смородину, мимо богатырской заставы, и кто знает, куда еще он вздумает повести любопытного читателя сказочных историй?
Фольклорная география необычайно занимательна. И, как это часто бывает, реальные ее места в сознании человека перемешаны со сказочно-фантастическими.
Из произведений устного народного творчества мы точно знаем, что богатыри охраняли реально существовавшие заставы крупных городов. Садко играл на гуслях и проворачивал сделки с морским царем на Ильмень-озере. Купцы отправлялись в плавание за товаром по настоящим рекам и озерам, а князья правили в реально существовавших и по сей день здравствующих Новгороде, Суздале, Владимире и Москве. А вот за молодильными яблочками, волшебными конями и прекрасными царевнами герои хаживали за тридевять земель в тридесятое царство. Смерть Кощея Бессмертного искали на острове Буяне, реку Смородину переходили по Калинову мосту, а ученого кота, с легкой подачи Пушкина, встречали непременно у Лукоморья. Где все это? Давайте разбираться, что скрывается за этими сказочными названиями. Для этого обратимся к трудам Александра Афанасьева и Владимира Проппа.
Начнем, пожалуй, с Лукоморья. По представлениям древних славян – это заповедное место на краю земли, где росло Мировое дерево, ведущее в другие миры. Есть еще предания, будто Лукоморье – это страна, где все заняты земледелием. Семь месяцев в году жители возделывают землю, и, закончив работы в поле, на долгих пять месяцев впадают в спячку. Пробуждаются они только к началу следующего полевого сезона. Это так похоже на привычный аграрный год русского крестьянина, только без долгой утомительной холодной зимы. Сказочная жизнь! И кот уместен.
Остров Буян в представлении древних предков был тем местом, где обитали души праведников. Чтобы его достичь, нужно было пересечь океан – так далеко он располагался. А теперь представьте, что царство доброго Салтана находилось еще дальше, ведь путь в него лежал «мимо острова Буяна». Некоторые исследователи считают, что у острова Буяна были прототипы, среди которых называют или остров Рюген в Балтийском море, или черноморский остров Березань. По преданиям на Буяне были сосредоточены практически все сказочные волшебные предметы. Здесь и кованый железный сундук с булатными ножами, и меч-кладенец, и Алатырь-камень. А еще на острове растет старинный раскидистый дуб, в ветвях которого висит сундук со смертью Кощея. Говорят, на этом же дубу пережидают лето Буря, Метель и Вьюга.
Следующая сказочная локация – Тридевятое царство, Тридесятое государство. Именно здесь обитают Жар-птицы, волшебные кони и необыкновенные красавицы-девицы. А еще яблоня с молодильными яблочками, живая и мертвая вода, молочные реки и кисельные берега. Кажется, что все сказочные блага находятся в тридевятом царстве. Но чтобы достичь его, герой должен постараться – пройти долгий путь через непроходимый лес, огненную реку и бездонную пропасть, сразиться с чудовищем, преодолеть множество препятствий. Здесь ему, конечно-же не для себя, а по чьей-то недоброй воле, необходимо добыть что-то важное – исцеляющую воду, похищенную девушку, златогривого коня или молодильные яблочки. Как герой с этим справляется, мы хорошо знаем из сказок.
Противопоставить Тридевятому царству, похожему на благостное райское местечко, можно, пожалуй, окрестности реки Смородины неподалеку от Калинова моста. И да, эти названия никак не связаны с ягодами, скорее наоборот. Река Смородина предваряла вход в мир мертвых. Название ее происходит от слова смрад – неприятный сильный запах. В мифах ее описывают как огненную, зловонную, наполненную серой. А по берегам грудами навалены кости. Через реку перекинут Калинов мост. Калинов – от слова накаляться. Это тот самый раскаленный огненный мост, который герою без хитрости не преодолеть. А рядом с ним живет Баба Яга, Змей Горыныч, Соловей-разбойник, Чудо-Юдо – все сказочное зло, с которым сражались богатыри.
Есть еще одно страшное место – Лысая гора. Сюда со всей земли слетаются ведьмы на шабаш. Лысая она потому, что на вершине ее ничего не растет – ведьмы выжигают и вытаптывают всю растительность. Рассказы о шабашах часто встречаются в литературе. Особо изысканно представлено это действо у Булгакова в «Мастере и Маргарите». Говорят, шабаши любили устраивать перед большими церковными праздниками, особенно перед Пасхой. С одной стороны – это кощунственно, но с другой последнее слово остается за силами добра и вселяет надежду в их непобедимость. А мы как не старались не смешивать сказку с жизнью – не получилось.
Автор: Мария Зинина
Фото: Татьяна Маврина, Остров Буян - из свободных интернет источников