Телефон поддержки:
+7 (499) 113-11-69
Email поддержки:
info@mirgusley.com

Музыка выше гор

Музыка выше гор

Порой масштаб и глубина личности иных людей поражает своей необъятностью. Среди русских музыкантов и композиторов это качество становится просто визитной карточкой. Николай Андреевич Римский-Корсаков был морским офицером. Александр Порфирьевич Бородин – известным ученым-химиком. Можно перечислять и дальше.

Николая Ивановича Привалова мы с вами знаем как неутомимого исследователя народной музыки, ее собирателя, хранителя, популяризатора и пропагандиста. Мы помним, что он был ближайшим сподвижником Василия Андреева. Он принял активное участие в создании крупнейшего на тот момент в России любительского Великорусского оркестра. Он был дирижером ансамблей и оркестров русских народных инструментов. Его перу принадлежат самоучители игры на гуслях и балалайках. Он организовывал бесплатные музыкально-хоровые классы при Санкт-Петербургском городском попечительстве о народной трезвости. По его инициативе была основана кафедра русского народного песенного творчества в Одесской консерватории, профессором которой он тоже служил. Он был музыкальным критиком, корреспондентом «Известий Санкт-Петербургского общества музыкальных собраний» и «Русской музыкальной газеты», редактором журнала «Музыка и пение».

А вот чего мы о нем не знаем. Николай Привалов, тот самый музыкант-народник, по образованию был горным инженером, членом правительственной комиссии по испытанию в России новых взрывчатых веществ для горного дела, председателем экзаменационной комиссии для иностранцев, ведущих горные работы в России. Как так получилось, что музыкант-исследователь в этом человеке победил инженера-исследователя?

Ответ кроется в детстве маэстро. Привалов родился Нижнем Тагиле. Несколько поколений его семьи служили по горному делу. Это были музыкально одаренные люди. Родственники по линии матери происходили из Черниговской губернии. Они пели и владели игрой на музыкальных инструментах: гуслях, бандуре, гитаре, скрипке, гармонике и балалайке. Двоюродный дядя Привалова Лев Миненко, будучи самоучкой, руководил маленьким передвижным крепостным оркестром, играл на скрипке и писал музыку. Артистическая среда взрастила и сформировала его недюжинный талант.

Переехав из Нижнего Тагила в Санкт-Петербург в связи с переводом отца семейства, Ивана Никаноровича, в петербургское правление Демидовских заводов, Николай Привалов поступает в Первое реальное училище. Обучаясь в нем, молодой человек проявляет стойкий интерес к искусству. Он увлекается поэзией, театром, устраивает любительские театральные спектакли и поет в хоре реального училища, осваивает игру на фортепиано и цитре. Он создает в Реальном училище струнный оркестр, сам дирижирует им и пишет аранжировки.

По окончании училища Привалов поступает в Горный институт и всю жизнь совмещает работу горного инженера с истинным призванием музыканта.

Он обучает желающих играть на цитре, знакомится с Василием Андреевым и становится музыкантом в его оркестре. По совету Андреева, Привалов занимается историческими исследованиями народных инструментов и коллекционированием их. Им собрана самая полная коллекция реально бытовавших в народной среде музыкальных инструментов. В ней насчитывалось более двухсот образцов. В настоящее время она находится в крупных российских музеях.

Николай Привалов обладал даром находить в рабочей среде выдающихся народных музыкантов – выходцев из крестьян. Благодаря исследователю нам известны рабочий Путиловского завода Жуков - музыкант, виртуозно игравший на флейте.

Им же найден рабочий Иван Михайлов по прозвищу Козел из Юхновского уезда Смоленской губернии, что играл на двойной жалейке и на парной флейте.

В деревне Молоди Корчевского уезда Тверской губернии Привалов познакомился с рожечником-виртуозом Никитой Корзиновым и его земляками братьями Колобковыми.

На Псковской земле в деревне Климово Псковского узда Николай Иванович находит Федота Артамонова – гусляра, искусного мастера, сохранившего древний способ игры на архаичных гуслях.

В Петербурге он знакомится с музыкантом-самородком из Гдовского уезда Осипом Смоленским, с которым Привалов совместно музицирует и работает над усовершенствованием жалеек и адаптацией гуслей звончатых для оркестра русских народных инструментов.

В деревне Баньково Лужского уезда Санкт-Петербургской губернии Привалов знакомится с крестьянином Порховского уезда Псковской губернии Петром Бойцовым, виртуозно игравшем на жалейке и рожке. Таким образом народная музыка при содействии Привалова сохраняла свои истоки, обогащалась и подпитывалась истинным народным звучанием.

Николай Привалов был не просто любителем музыки. Он понимал ценность и осознавал важность сохранения ее самобытности и многообразия, выраженного разными исконными музыкальными инструментами. Он сохранял старинные инструменты и способствовал усовершенствованию и развитию новых их разновидностей. Он делал все, что было в его силах, чтобы народная музыка жила уже не как прежде, в избах и деревнях, а звучала в больших городах и исполнялась большими оркестрами в роскошных концертных залах.

 Автор: Мария Зинина

Фото: Николай Привалов, из свободных интернет источников