Телефон поддержки:
+7 (499) 113-11-69
Email поддержки:
info@mirgusley.com

Любопытство не порок?

Любопытство не порок?

В жизни часто бывает так, что очень хочется узнать что-то запретное, любопытство не дает покоя и не оставляет, пока не добьёшься своего. Хорошо ли это? Бывает, это приводит пытливых ученых к открытиям новых неведомых законов и знаний, а бывает и наоборот. И сказки, как ни странно, тому пример. Каким образом? Обратимся к Афанасьеву.

Александр Николаевич Афанасьев в своем адаптированном для широкого круга читателей сборнике русских народных сказок вывел целую плеяду неординарных героинь, вызывающих восторг и тревогу одновременно. Среди них Марья Моревна – девушка-богатырша, утонченная и трепетная, воинственная и рассудительная, безжалостная и бесстрашная. В сказках на ее долю выпадают совсем не женские испытания.

И если углубиться в текст сказки, то можно заметить, что Марья Моревна сама является испытанием, мерилом и той вершиной, до которой должен дотянутся, дорасти, допрыгнуть главный герой – Иван царевич. Она владеет магией, ей покорны природа и люди, она сумела пленить и заточить в неволю самого Кощея. Чтобы стать избранником такой героини, даже царевичу приходится приложить усилия. Рассмотрим подробности.

В сказочном повествовании о детстве Марьи Моревны и ее родителях нет никаких упоминаний. Мы знаем лишь, что обитала она в уединенном тереме в заколдованном краю. А дальше уже исследователи установили, что происхождение героини корнями уходит в далекую славянскую древность. Одни из них предполагают, что отцом ей приходится сам Морской царь. Другие считают, что ее отец – бог смерти и властитель подземного царства Мор, являющийся мужским воплощением Морены. На обе эти гипотезы и наталкивает ее отчество - Моревна.

Мать героини – Баба Яга, обитающая на границе между миром мертвых и живых. Такое непростое происхождение делает Марью всесильной и наделяет бесстрашием и неуязвимостью.

Из сказки нам известно, что Марья держит взаперти Кощея. Зачем он ей? Все просто. Как потомок представителей мира мертвых, она следит за порядком и очередностью жизни и смерти как основы гармонии. Неслучайно ее ассоциируют с Мореной, ответственной за смену очередности увядания и процветания. В такой системе не должно быть бессмертных. Все имеют свое начало и конец. Поэтому Кощей, нарушающий правила системы, исключен из нее.

А Иван? Любой царевич в сказочном бытии ставит себе самые сложные и невыполнимые цели. И всегда добивается задуманного. Так и в этой сказке. Но очень противоречивым способом.

Начинается все традиционно. Жил-был Иван Царевич, было у его три сестры – красавицы Марья-царевна, Ольга-царевна и Анна-царевна. После смерти родителей выдал их Иван замуж не за простых женихов, а за сказочных. Марья пошла за Сокола, Ольга - за Орла, а Анна - за Ворона. Жили они - не тужили. Раз решил как-то Иван-царевич навестить сестер, но вместо спокойной мирной жизни застал в их стороне поле боя и побитое войско. Так он впервые узнал о богатырше Марье Моревне, нашел ее и женился на ней. С этого момента и начались для Ивана испытания.

Марья Моревна отправляется на войну. Не самое женское занятие, но мы ведь знаем, она непростая героиня - богатырша. Уходя, она оставляет Ивана на хозяйстве и наказывает ему не открывать дверь чулана. Любопытство берет верх и играет с героем злую шутку. Он открывает чулан и видит там Кощея, прикованного цепями. Тот, обманывая, хитростью обретает свободу и крадет Марью Моревну. Теперь очередь Ивана совершать подвиг – разыскивать и освобождать героиню, изводить Кощея и восстанавливать баланс сказочных сил.

Много приключений встретит Иван на пути спасения жены своей. Ему помогут его сказочные зятья – Сокол, Орел и Ворон. Они подарят ему серебро, что в свое время даст сигнал о большой беде. Они отыщут убитого Ивана и оживят его, конечно, не без помощи живой и мертвой воды – сказочных жидкостей, без которых невозможна жизнь. Иван пожалеет детенышей встреченных животных, не умертвит их, и те отблагодарят героя, как это положено в волшебной сказке. Они помогут выполнить задания коварной Бабы Яги, а потом и сбежать от нее, прихватив с собой невзрачного жеребенка, из которого вырастет потом добрый конь. И на том добром коне доберется Иван до логова Кощея и спасет из плена жену свою Марью Моревну. И примет смерть Кощей не от иглы, как во многих сказках, а под копытами доброго коня Ивана царевича. И воцарится в мире порядок, и станет все на свои места, и будут герои жить-поживать, да добра наживать.

О чем эта сказка? О сильных духом людях, о правильных гармоничных отношениях между ними, о единстве силы физической и волшебной, о единении любящих людей. В каких бы ситуациях они ни оказывались, им хватает мужества, терпения и сообразительности найти выход из любой из них. Их ведет по жизни любовь. А любопытство – порок, выпускающий на волю врагов. Но и те получают справедливое возмездие.

 Автор: Мария Зинина

Фото: Билибин, Марья Моревна, интернет свободный доступ