Телефон поддержки:
+7 (499) 113-11-69
Email поддержки:
info@mirgusley.com

Так сколько цветов в радуге?

Так сколько цветов в радуге?

Многоцветие окружающего мира заставляет думать, что он гораздо ярче и разнообразнее, чем привычные семь цветов радуги. Художники назвали бы это оттенками, нюансами и тонами. Если посмотреть на их тюбики, баночки и кюветы с краской, да еще и прочитать названия, можно просто растеряться от того, как сложно и замысловато все в изобразительном искусстве. Будто бы это не мастерская художника, а какая-то химическая лаборатория.

Предки наши не лишены были художественного вкуса, и их мир был не менее ярок и красочен. Вот только цвета называли они по-своему. Литературные памятники прошлого – летописные сборники, древнерусские повести и слова помогают нам понять, как вербально звучали названия цветов в древности.

До семнадцатого века исконных слов, обозначающих цвет, в русском языке было немного. Во всех письменных памятниках этого периода исследователям встретилось около двадцати таких названий.

Во время татаро-монгольского ига, благодаря произошедшим заимствованиям из тюркских языков, этот пласт лексики обогатился. Появились новые слова, связанные с торговлей, с мастями лошадей – всем тем, с чем пришлось нашим предком существовать бок о бок.

При Петре I, когда открылось «окно в Европу» и стали развиваться точные и естественные науки, появились переводные иноязычные книги и новые наименования цвета. Но вот только в то время от научной основы они не оторвались и не переводились с языка первоисточника, а калькировались, сохраняя начертание и звучание оригинала.

Следующий этап появления в русском языке «цветных» слов связан с политическим и культурным французским влиянием начала девятнадцатого века, особенно в области моды и тканей. Число слов, обозначающих цвет, переваливало уже за несколько сотен. После падения Наполеоновской Франции влияние французской культуры на русскую жизнь значительно ослабло. Но слово – не воробей, названия цветов в языке частично сохранились.

Мощный приток новых слов пришелся на конец двадцатого века. Связан он, прежде всего, с рыночной экономикой и маркетинговыми технологиями.

Если детально рассмотреть цветонаименование в современном цветоведении, то можно заметить определенную закономерность. У художников принято давать название цвету, учитывая три компонента: цветовой тон, яркость и насыщенность. И все же, как бы ни пытались теоретики искусства систематизировать цвет и дать ему научное название, суть его напрямую связана с природными явлениями. Оторваться от корней в этом деле никак не получается. В названии двенадцати основных цветов в палитре каждого художника будут разливаться молоко, голубеть небо, зеленеть трава, цвести васильки, одуванчики и розы. Будет пахнуть фиалками, апельсинами и шоколадом. Сами посудите: белый – это цвет снега или молока. Черный - цвет сажи или угля, синий - цвет василька. Голубой – это не светло-синий, это цвет ясного неба. Зеленый - сочная трава и листва. Желтый - цвет яичного желтка или цветка одуванчика. Красный - цвет алой артериальной крови. Серый -  пепел и пыль. Розовый – что может быть прекраснее бледно-красной розы? Коричневый - цвет каштана и шоколада. Оранжевый - апельсин, а фиолетовый – цвет темной фиалки.

А что же наши предки с их синим морем и зеленым вином, красной девицей и чудью с белыми глазами? Как-то не вписываются в современные теории цветоведения такие названия: и море не всегда синее, и вино совсем не зеленое, да и глаз белых никто не видывал.

Такая нестыковка в понимании еще раз доказывает, что предки наши видели этот мир немного иначе. Они не раскладывали цвет на составляющие, а скорее наоборот, объединяли все цвета и оттенки в большие группы, приводя к некоему образу. Вот поэтому необъятное бездонное море – синее, безбрежный лес в сумерках – черный, голубые, зеленые и серые глаза – белые, что значительно светлее и противоположно карим и черным.

Изначально, и это доказывают образцы древнего декоративного искусства – вышивки и ткачества, существовали и активно использовались три цвета – белый, черный и красный.

Белый олицетворял день и носил сакральный характер. Белый цвет, как и белый свет, был самой жизнью. Черный цвет считался максимально насыщенным и символизировал ночь, тень, черную землю, дающую богатый урожай. Красный цвет символизировал солнце. Он противопоставлялся черному. Его принято было называть червленый или багряный. А слово красный имело немного другое значение. Оно стало постоянным эпитетом и символом красоты – красно солнышко, красна девица, лето красное.

Из палитры черного и белого появились остальные цвета. Это удивительно, но синий и зеленый цвета выделились из черного! Сначала люди «разглядели» зеленый. Он был в природе повсюду – в листве, траве. Голубой и синий долгое время считались оттенками зеленого разной насыщенности.

Красный цвет был двух видов – червленый и багряный. Червленый - это ярко-красный. Его получали из кошенильных червецов. В эту же палитру вошли и оранжевые тона. Багряный цвет был более темным, уходящим в синеву и черноту.

В названии желтого цвета читаются и серо-белые оттенки золы, и яркий блеск золота, и желто-красно-коричневый тон желчи.

Разнообразны варианты названия серого цвета. Для каждого его оттенка придумано свое слово и закреплено за каким-то конкретным явлением. Так, собственно серая только зола. Серые глаза принято было называть зекрыми. Серая лошадь вовсе и не серая, а сивая. Серые с голубым отливом перья птицы – сизые, а серые волки – бусые. У всех же вызывает недоумение пушкинская строка: «В темнице там царевна тужит, а бурый волк ей верно служит»? Первоначально у Пушкина волк был бусый, то есть серый. Но время и языковые реформы внесли свои коррективы. Бусых волков мы встречаем и в «Слове о полку Игореве».

Нам может показаться, что слов, называющих цвета, да и самих цветов у наших предков было немного. Но сохранившиеся визуальные образы, выполненные в черно-бело-красной цветовой гамме, несут в себе глубину символических смыслов. А что касается восприятия остальных цветов, то куда важнее был не цвет явления, а его тяготение к свету или тьме и способность отражать или поглощать свет. И в этом выражалась исконная первоначальная красота.

 

Автор: Мария Зинина

Фото с сайта фрипик