Посудите сами. Иисус Христос, реальный человек, был распят на кресте, страдал, умер и по прошествии трех дней воскрес. Воскрес, поправ смерть, и показал всем, что вечная жизнь возможна. Как не верить в такое чудо? Люди верили и стремились жить по-христиански.
Название Пасха праздник получил от событияиз древней еврейскойистории– исхода израильтян из Египетского плена и освобождения их от рабства.
В православной традиции Пасха считается самым главным днем в году, самым важным и торжественным праздником. Как же наши предки проводили пасхальные дни?
Отстояв торжественную ночную службу в соборе, пройдя крестным ходом вокруг него, люди славили воскресшего Христа, поздравляли друг друга со светлым праздником, троекратно целовались и дарили друг другу крашеное яйцо – символ и доказательство Пасхи – Христова Воскресения.
А потом начиналось разговление. После долгого поста семья собиралась за праздничным столом. Пасхальные угощения, приготовленные накануне, уже ждали своих едоков. Кроме ярких крашеных яиц к столу подавали кулич и творожную пасху. Аромат и сладость этих блюд были вознаграждением за воздержание в пост, они быстро насыщали, придавали сил. После обильного угощения начинались праздничные гуляния, игры и развлечения.
Самым любимым занятием в Пасху было катание яиц. Эта игра с крашеными яйцами была характерна для праздников весенне-летнего цикла и продолжалась всю пасхальную неделю. Играли так. Участники полукругом расставляли крашеные яйца. В центре этого полукруга устанавливали специальный наклонный лоток. Крашеное яйцо скатывали с лотка. Чье яйцо собьет разложенные вокруг яйца, тот его и забирает себе. Игра была затяжной и азартной. Бывало, раззадоренные игроки, проиграв свои яйца, ставили на кон монеты. Некоторые ловкачи могли выиграть до двух-трех десятков яиц. Кроме катания, яйцами бились «на битка». Игру так и начинали, говоря: «Давай на битка биться». Двое участников должны были стукнуться яйцами, чьё разбилось, тот и проиграл. Так и говорили: «Мое яйцо целое, а твое разбитое, твое – ко мне».
Кроме игр с яйцами, повсеместно катались на качелях. Это было самым любимым развлечением молодежи. На краю деревни устанавливали качели. Чаще всего вскладчину. К этому развлечению стекался весь народ – и стар, и млад. У качелей толпились с утра до ночи, кто катался, а кто просто любовался развлекающимися девушками и парнями. На качелях устраивались сидя или стоя, парни раскачивали девушек, а те благодарили их крашеным яичком. Под катание и припевки пели:
На святой неделюшке
Повесили качелюшки,
Сначала покачаешься,
А после обвенчаешься.
Качели в весеннее время, как сани и горки зимой, становились тем местом, где молодежь могла встречаться, общаться и выказывать друг другу симпатию и знаки внимания.
Ну и какой же праздник без деревенского гуляния!? От Пасхи до Петрова дня в праздничные и воскресные дни молодежь гуляла. Парни демонстрировали свою удаль, силу и остроумие. Девушки хвалились нарядами, рукоделием, но держались скромно и степенно. Молодежь общалась между собой. Но гуляние проходило на глазах у взрослых. Те подмечали, следили за порядком, но особо не вмешивались.
Исследователи пасхальной традиции отмечают, что молодежные весенне-летние гуляния проходили в два этапа: от Пасхи до Троицы и с Троицы до Петрова дня.
Во время первого этапа гуляние «набиралось сил». Из развлечений выбирались хороводы и катание на качелях. Хороводы водили только девушки. Чтобы попастьк ним в круг, парню требовалось особое приглашение.Отношения парней и девушек на этом этапе гуляний носило целомудренный характер.
На пасхальных гуляниях повсеместно проходили смотры невест. Девушки, достигшие брачного возраста, надевали лучшие свои наряды, гуляли по деревне, выхваляясь своей красотой и мастерством. А та, которая мечтали поскорее замуж выйти, должна была в пасхальный день первой взобраться на колокольню и ударить в колокол.
В игровых хороводах отражалась тема посева, роста и созревания растений. Так человеческая жизнь ассоциировалась с процессами, происходящими в природе. Не случайно и названия у таких хороводов были «растительными», например, Мак. В немв игровой форме девушки проговаривали весь процесс выращивания мака от посева до сбора урожая и использования.
Ближе к Троице характер хороводных игр менялся, но об этом мы расскажем позже.
Стоит заметить, что с началом Пасхи завершается весеннее пробуждение природы. Новый аграрный цикл уже начался и входит в полную свою силу. Так и человек, пережив Великий пост, «очистившись» перед Пасхой, набирается сил и начинает новый этап своей жизни, полной как труда и забот, так и ярких праздников, главный из которых - Пасха!
Автор: Мария Зинина
Фото: Старинная открытка, интернет свободный доступ