Как думаете, что может произойти, когда в ель ударит молния? Конечно, дерево может загореться и погибнуть. А могут и появиться гусли, правда, не без помощи человека и его светлой души. В удмуртских легендах так и случилось. Вот как это было.
В глуши дремучих диких лесов росла старая мудрая ель. Звали ее МудорКуз - мать леса. По легендам, от нее произошел весь лес и вся земля. Ветвями она поддерживала небо, а из-под корней ее вытекал исток могучей реки Белой Камы. Однажды в священное дерево ударила злая мачеха Солнца - молния, и ель сгорела. Но пришел человек, вложил в нее свою душу и оживил погибшее дерево. Он сделал из его древесины БыдзымКрезь – Великие Гусли.Старая могучая священная ель продолжила свою жизнь в совершенно новом качестве.
Когда играл Великий Крезь, Солнце приближалось к земле, чтобы послушать. А когда звучала грустная Мелодия небесной росы, небо плакало.
Так у удмуртов появился национальный инструмент- крезь. Название это переводится как песня, напев.Ближайшие музыкальные родственникикрезя - русские гусли и карельский кантеле.
Крезь звучал в древних обрядах и сопровождал богослужения удмуртов. Инструмент имел большое культовое значение. Предки удмуртов верили в связь музыки крезя с божественными силами. Все жизненно важные обряды и значимые народные праздники сопровождались игрой на нем. Ни одна свадьба не обходилась без его магического звучания.
Внешне крезь выглядит как полуовал. Длина его верхней деки составляет от семидесяти сантиметров до одного метра. Высота - от тридцати сантиметров до полуметра. Края вырезаны по форме лебединой или утиной лапки. В деке проделано одно или несколько резонаторных отверстий разнообразной формы: круг, овал, крест, треугольник, кленовый лист, полукруг, прямоугольник.
Часто мастера использовали составную деку, и тогда щель между ее частями выполняла функцию резонаторного отверстия. Корпус инструмента склеивали и скрепляли деревянными штифтами. Внутри конструкцию укрепляли поперечной планкой. Колки располагали на левой стороне верхней деки, а фигурные струнодержатели на правой.
Струны располагались параллельно друг другу, и в этом выявляется существенное отличие крезя от гуслей. В гуслях, как мы знаем, струны натянуты веерообразно. Чем еще отличается крезь от гуслей? Гусли представлены в многообразии форм и конструкций. Крезь же всегда имеет форму полукруга.
В настоящее время крезь изготавливается из сосны, ели или осины. Для отдельных деталей и элементов используется дуб, пихта или вяз.
Древесину вымачивают в горячей воде длительное время, потом высушивают, закаляют, покрывают конопляным маслом. Делают это для придания звонкости инструменту.
Первоначально струны для крезяизготавливали из овечьих жил или конского волоса, теперь используют привычные металлические. Количество струн от пятнадцати до тридцати пяти, в зависимости от характера и назначения инструмента. Вот об этом давайте поподробнее.
Исследователи удмуртской музыкальной традиции выделяют два вида инструментов: Быдзымкрезь– культовый,или Великий крезь и Покчикрезь -бытовой,или Малый крезь.
По форме выделяют крезь-юсь – инструмент в виде лебедя, крезь-пыж – в виде лодки и крезь-стол. У крезь-юсь звонкоесопрановое звучание. Для пыж-крезяхарактерен теплый альтовый звук.
Самым загадочным и овеянным тайнами считается именно культовый крезь. На протяжении нескольких веков он играл важную роль в обрядах и выполнял магические и ритуальные функции. Хранился онисключительно в родовом святилище удмуртов и был обязательным атрибутом общественных молений. На нем могли играть только мужчины.
Культовый крезьбыл инструментом жрецов и использовался в религиозных целях. Под музыку Великого крезя удмурты обращались к Богу и исполняли молитвенные напевы в родовом святилище. Культовыйкрезь отличался большими размерами и большим количеством струн -до тридцати двух. Густое объемное звучание достигалось благодаря резонирующим струнам внутри корпуса инструмента.
Бытовой крезь по конструкции был похож на культовый, но по размерам был значительно меньше. В отличие от Культового, он спокойно хранился в жилище человека и был всегда под рукой. Использовался не только во время праздников, но и в любой день. Бытовой крезь – это типичный женский инструмент. Он звучал под песни, под танцы и хороводы, на праздниках и свадебных обрядах.
Светлое и чистое звучание крезя воздействует на восприятие человека, подобно гуслям. Оно взывает к родовой памяти, воскрешает в ней древние образы и легенды, эпические сказания о богах, героях и мироздании. Забываются сиюминутные проблемы и надуманные трудности, а мысли приходят к задуманным Создателем гармонии и порядку. Такова сила воздействия исконных древних инструментов. Мы проверяли.
Автор: Мария Зинина
Фото: Крезь, из свободных интернет источников