Великий пост требует от христианина глубокого вдумчивого отношения не только к выбору постной пищи. Под особым контролем находилась и духовная составляющая досуга крестьянина. В минуты отдыха от насущных дел веселье временно ограничивалось, и свое место занимали песни религиозного содержания – духовные стихи.
Они возникли как поэтическое освоение народом христианского вероучения и составили своеобразный песенный жанр. Народные названия духовных стихов - стихи, старины, псальмы.
Главный жанровый признак духовных стихов - это противопоставление христианского мирскому.
Согласно исследованиям, духовные стихи в крестьянской среде появились значительно позже обрядовых песен, только после прочного закрепления христианства в сознании народа, то есть не ранее десятого века.
Самый древний духовный стих - «Плач Адама». Он известен с двенадцатого века.
Плакался Адаме перед раем седя:
Раю мой, раю, прекрасный мой раю!
Мене боради раю сотворен бысть,
Раю мой, раю, прекрасный мой раю!
А Евы ради раю заключен бысть.
Уж аз не вижу райские кущи,
Уж аз не слышу архангельска гласа,
Соблазна лукавого послушавшему,
Согрешихом, Господи, и собеззаконовах,
Согреших, о Господи, согрешихом!
Милостиве Боже, помилуй мя, падшаго!
Раю мой, раю, прекрасный мой раю!
Массовое распространение духовных стихов начинается в пятнадцатом веке.
Неоднородность содержания духовых стихов не позволяет применить к ним четкого жанрового определения. Когда их пели, они могли относиться к песенному жанру, в устном бытовании они сближались с былинами, историческими песнями, балладами, лирикой и причитаниями.
Первоисточником духовных стихов была каноническая христианская литература и апокрифические издания. На содержание и выражение главной мысли духовного стиха оказывала воздействие древнерусская книжность -Библия, жития святых, нравоучения, описание «чудес». Также неоспоримо эстетическое воздействие церковных песнопений и иконописи.
Духовные стихи чаще всего не были прикреплены к определенной местности, у них не было локальной привязки. Их носителями и распространителями были путники и странники, переходившие из одного места в другое, паломники, ходившие в святые места.
В средневековье паломничества в Иерусалим, Константинополь или другие святые места носили массовый характер. Странствовали не только простолюдины. Среди паломников оказывались грамотные люди, так называемая народная интеллигенция, знакомая с церковной письменностью. Возможно они-то, впечатлясь долгим путем к святыням, и слагали поучительные тексты религиозного содержания.
В науке духовные стихи принято делить на старшие (эпические) и младшие (лирические). Зарождение эпических духовных стихов относят к двенадцатому веку. Их герои – ветхозаветные персонажи, их содержание - евангельские сюжеты и основы мироустройства - «Рождество Христово», «Сон Богородицы», «Голубиная книга».
Духовный стих «Голубиная книга» известенв списках с семнадцатого века. В нем популярно объясняется мироздание и наивное понимание окружающего мира. Само название «Голубиная книга» считается ошибочной или фонетически упрощеннойинтерпретацией «Глубинной книги»- книги мудрости, глубокой по своему духовному содержанию.
Гиперболизировано ее появление среди людей: книга выпадает с небес на Сионскую гору к кипарисовому древу, выросшему из головы прародителя человечества Адама. Размеры ее тоже потрясают.
Вдолину та книга сорока пядей,
Поперек та книга двадцати пядей,
Втолщину та книга тридцати пядей
На руках держать книгу – не удержать,
Читать книгу – не прочести.
В объяснении картины мира, помимо христианских апокрифических текстов, в книге использованы древнеславянские мифологические образы. Но все же большинство истолкований восходит к представлениям, связанным с христианской верой. Царь над царями – Иисус Христос, всем рекам мать - Иордан, всем горам мать – Сион, всем городам град – Иерусалим. Конец света, согласно духовному стиху «Голубиная книга», наступит тогда, когда Кривда победит Правду. Так поэтично и иносказательно через яркие метафоры выражены поиски ответа на волнующие людей вопросы.
Особый интерес представляет духовный стих «Сон Богородицы». Он широко бытовал на северо-западе и даже запрещался официальной церковью. В стихе показаны чувства матери, знающей будущую судьбу своего сына.
Ангел мой, архангел мой,
Сохранитель мой,сберегитель мой,
Сохрани мою душу, сбереги мою душу, скрепи моё сердце.
Враг сатана, откоснись от меня, отвяжись от меня.
Христова то мать Христа родила,
В пелены пеленала во шелковые, в пояса завивала.
Пошла божья Матерь по путям по дорогам,
Шла, приустала, легла,приуснула,
Мало спала, много снов видела.
Видела сон страшен и грозен
Про Господа Бога, про сына своего.
Будто Господа Бога копьями терзали,
На крест распинали.
Пошла Божья матерьПресвятая Богородица,
Идет ко кресту, слезно плачет.
Ты не плачь, не плачь, Матерь, Пресвятая Богородица,
Не мочи белой рубашки полотняной,
Сказывай старым и малым, попам и дьячкам, и пономарям:
Кто до трою в день прочитает, тот от муки от вечной,
От огня от палящего, от червей от едящих
Спасен будет!
Духовные стихи – это огромный пласт устного народного творчества. Они были направлены на придание досугу серьезного морального содержания и заставляли думать о добре и зле, о правильном, духовном и поистине ценном. В них выражались ум и достоинство народа, как носителя и создателя особых духовных ценностей. Духовные стихи укрепляли нравственный облик и историческую память, наполняя христианским содержанием размеренную трудовую жизнь, текущую в соответствии с древними обрядами и обычаями.
Автор: Мария Зинина
Фото: Прянишников "Калики перехожие", интернет свободный доступ