Отгремела шумная Масленица, люди простились друг с другом, отложив на времявеселье.Наступал Великий пост – пора раздумий о душе, время умиротворения,воздержания и духовных подвигов. Вокруг всебудто замирало и затихало перед приходом настоящей бурной весны.Природа словно готовилась к ней и набиралась сил. Пост после Масленицы уравновешивал и повседневную жизнь человека.Рассмотрим, как наши предки проживали Великий пост.
В это строгое время должно было заботиться о своей душе, добродетельно и благоговейно проводить время в воздержании и молитве, ограничивалась и даже полностью исключалась из употребления мясная пища.
В урожайные годы крестьяне легко переживали посты: в достатке было зерно и запасы овощей. Это отразилось в пословицах и поговорках: «В год хлебородный пост не голодный», «Не бойся поста, когда в закромах нет пуста, страшен и мясоед, когда в амбаре хлеба нет». К посту относились как к обычному и необходимому делу: умеренность в еде была свойственна и привычна человеку. Об этом тоже не без доли юмора мудро подмечали в народе: «Никто на Руси с поста не умирал», «С поста не мрут, с обжорства дохнут».
Постный стол был богат и разнообразен. Хозяйки готовили большое разнообразие каш. Под рукой всегда были овощи, бобовые культуры – горох, фасоль, чечевица. Разнообразие в рацион вносили квашения и соления. Частыми угощениями на постном столе были пироги с капустой, морковью, рыбой, грибами, овощами. Из напитков в литературе упоминаются кисели, компоты, взвары и морсы.
Как готовились к Великому посту в Москве,мы знаем по воспоминаниям писателя Ивана Шмелева. Его роман «Лето Господне» без сомнения можно отнести к разряду бытописательских повествований, дающих представление о том, как и чем жили наши предки в не самые далекие времена.
Великий Пост наступал вслед за Масленицей. Это самый продолжительный период ограничений, он длится семь недель и заканчивался Великим днем – Пасхой. Пост этот считался самым строгим. Истинно верующие, монахи, пожилые люди соблюдали его ревностно и аскетично. Основная же масса людей придерживалась запрета на мясную и молочную пищу. В праздничные дни разрешалось употреблять рыбу и растительное масло. Некоторые люди, например, старообрядцы, в пост отказывались от употребления чая, особенно с сахаром.
Первая неделя поста начиналась с чистого понедельника. В этот день хозяйки старались особенно тщательно прибраться в своих домах: начищали столы, с песком скоблили посуду, намывали полы, пропаривали квашню, словом, уничтожали все следы и улики прошедшей только что разгульной Масленицы. Прятали в чулан праздничную посуду и доставали оттуда обыденную постную. У наших предков была и такая. В некоторых селениях, где в первый день поста придерживалисьсухоядения, топили печи и грели в них только воду. Не готовили никакой пищи: ни скоромной, ни постной.
Повсеместно топили бани, смывали с себя так называемые масленичные грешки. К вечеру наступала тишина, семья собиралась за столом. Хозяйка пекла постные блины. Чистый понедельник мыслился как день постепенного перехода к постной жизни. Всю неделю крестьяне ходили в церковь на службы, молебны, в воскресный день на исповедь и причастие.
Вторая и третья неделя поста по значению своему считались не такими важными, как первая и последняя. Но и в эти дни люди соблюдали традиции. В пятницу и субботу третьей недели поста зять приглашал в гости родителей жены на кисель с постными блинами. Люди общались, поддерживали друг друга. Назывались эти дни «обжорная пятница» и «обжорная суббота».
Четвертую неделю поста называли Крестопоклонной. В это время на середину храма выставлялся крест из алтаря, верующие поклонялись ему всю неделю до пятницы. Крестопоклонная неделя отсчитывала ровно середину поста, так называемое средокрестье. Говаривали так: «Кресты – половина посты». И существовало поверье: если в ночь со среды на четверг не спать, то можно услышать в переднем углу избы треск - это пост ломается пополам.
К средокрестью повсеместно хозяйки пекли кресты – печенье из ржаной муки и пресного теста в виде крестов. Где-то пекли лепешки с изображениями креста. В городах эту выпечку украшали цукатами, сухофруктами, добавляли миндаль. Иван Шмелев, описывая свои детские впечатления в «Лете Господнем», говорил, что печенье в виде креста выпекается не в удовольствие, а в утешение, чтоб каждый мог разумно жить и нести свой крест.
Кроме христианского значения, наши предки, выстраивавшие свою жизнь по аграрному календарю, видели в крестообразной выпечке символ будущего богатого урожая и его гарантию.
По выпеченным крестам гадали, кто первымбудет засевать поле. Хозяйка запекала в печенье крестик из соломинок или монетку. Кому доставался сюрприз, тот и становился первым засевальщиком. Часть печеных крестов съедали в посту, а часть оставляли до посевной страды, чтобы зарыть в землю с верой и надеждой на богатый урожай хлебов.
О том, что делали наши предки в оставшиеся недели поста, мы расскажем в следующий раз.
Автор: Мария Зинина
Фото: Интернет свободный доступ