Время неуклонно движется к весне, а это значит, что впереди радостный праздник широкой Масленицы – пора веселых гуляний, ярких искренних эмоций, кулинарных излишеств, разгульного веселья и бесчинств. А дальше – Прощенное Воскресенье и Великий пост. А за ним Пасха Святая и настоящая весна! Это все впереди, а пока мы ждем Масленицу. Давайте вспомним, что мы о ней знаем?
Простой обыватель, далекий от традиционной культуры, скажет, мол, на масленицу всю неделю едят блины, а потом сжигают чучело. Он, конечно, будет прав. Но это только, как говориться, верхушка айсберга. Смысл этого древнего праздника гораздо глубже вкусных блинов.
Исторически Масленица восходит к древнему славянскому обряду.Зародиласьона еще во времена язычества, и, как и большинство праздников, была связана с земледельческим календарем наших предков.
Когда-то в очень далекой древности Новый год наступалв момент весеннего равноденствия - перехода от зимы к весне. С этого времени начинали таять снега, прилетали птицы, земля пробуждалась и готовилась к посевам и урожаю.
Земледельцу, зависящему от календаря, было важно, чтобы урожай был богатым. Поэтому праздновали Масленицу с размахом и от души, ведь в этот момент просили помощи у самой земли-матушки и богов, в которых верили.
Масленица праздновалась всю неделю. Каждый ее день необходимо было совершать определенные обрядовые действия, направленные на повышение плодородия земли и получение большого урожая.
В понедельник начинали печь блины и готовить праздничную обрядовую пищу на всю неделю. Готовясь к широкому разгулу, крестьяне пели о Масленице:
А мы Масленицу дожидали,
Сыра с маслицем доставали,
Сыром горушку набивали,
Маслом горушку поливали,
Наша горушка, будь катлива,
Наша Масленка, будь гуллива,
Она пешая да не ходит,
Все на конечках разъезжает,
У ней кони-то вороные,
У ней слуги-то молодые,
Наша Масленка годовая,
Наша гостьюшка дорогая!
Во вторник устраивали народные гуляния: катались на санях, ледяных горках, каруселях.В среду созывали гостей и щедро угощали блинами, пирогами да пряниками. В четверг, называемый широким, начиналось основное гуляние. Игры, песни, танцы, хороводы, кулачные бои, праздничные посиделки проходили повсюду. Гуляла вся община.
В пятницу теща приглашала зятьев на блины. По этому поводу много шуток бытует. На Псковщине записана масленичная песня «Теща для зятя пирог пекла». В ней несерьезный диалог тещи и зятя повествует о непростых отношениях, но смысл ее глубок. Теща и зять бранятся в песне, чтобы в реальной жизни существовать мирно, добропорядочно, с почтением и уважением друг к другу.
Тёща для зятя пирог пекла,
Соли, муки на четыре рубля,
Сахару, изюму на восемь рублей,
Сам-то пирог на двенадцать рублей.
Думала теща: семерым не съесть,
А зятюшка сел – в одну юшку съел!
Тещенька по горенке похаживает,
да зятюшку тихонечко побранивает:
- Чтоб тебя, зятюшка, разорвало!
- Чтоб у тебя, тёща, язык отсох!
Приедь ко мне, теща, на Масленицу,
Уж я тебя, тещенька, употчиваю.
Четыре дубины березовые,
А пятый кнут по заказу вьют!
В субботу невестки созывали в гости сестер своего мужа – золовок, угощали их, дарили им подарки.
В воскресенье с Масленицей прощались. Обряд сжигания или уничтожения чучела был важной частью праздника. В древности чучело символизировало Морену – богиню болезни и смерти. Через ее образ выражалась идея ежегодного умирания и дальнейшего возрождения природы. Морена противостоит всем древним богам, но, в конце концов, сгорает в костре, знаменующем переход зимы в весну.
В христианской традиции Масленица хоть и не вписалась в привычную систему праздников, но все же нашла свое место в календаре. Ее стали отмечать за неделю до наступления Великого поста и рассматривали как время подготовки к нему.
В Масленицу принято было хорошо повеселиться, нагуляться, пошалить, обильно потрапезничать перед долгим периодом строго поста. В праздник никто не должен был оставаться в стороне. Крестьяне отмечали это событие ярко: катались на санях по деревне, участвовали в праздничных забавах, устраивали силовые состязания, пели песни, водили хороводы. Главное правило — никто не должен был грустить, скучать и работать. Для этого впереди еще достаточно времени. Смысл гуляний был в том, чтобы насладиться временем, проведенным с семьей и близкими людьми.И все же не забывали об аграрной направленности праздника. На Псковщине, катаясь в Масленицу с гор, люди громко кричали и долго тянули фразу «Лён долгой», чтобы лен в будущем уродился длинным и качественным.
Провожая Масленицу и входя в Великий пост, непременно пели.
А у нас Масленица гуляница,
Гуляница, лёли, гуляница.
Весело мы Масленицу гуляем,
Мы гуляем, лёли, мы гуляем.
Думали, Масленица семь неделек,
Семь неделек, лёли, семь неделек.
А Масленица семь денёчков,
Семь денёчков, лёли, семь денёчков.
А нас Масленица сподманила,
Сподманила, лёли, сподманила.
На больший пост посадила.
Посадила, лёли, посадила
На хрён, на редьку и на капусту,
На капусту, лёли, на капусту.
С течением времени праздник стал приобретать современное звучание. Он символизировал проводы зимы и встречу весны. А блины и сжигание чучелаостались его непременным обрядом.
Автор: Мария Зинина
Фото с сайта www. freepik.com