Ни один праздник не обходился без веселой пляски. В каждой деревне собирались жители общины в специальном месте. Кто себя показать, кто на людей посмотреть, кто повеселиться, а кто и подраться, удаль молодецкую продемонстрировать. Все это сопровождалось музыкой и танцами. В каждой губернии были свои особенности, своя мода на пляски и движения.
Например, в Псковской области в ходефольклорных экспедиций Санкт-Петербургской государственной консерваториибыли обнаружены и зафиксированы богатые хореографические традиции. В северных и западных районах сохранились орнаментальные и игровые хороводы. Все они так или иначе связаны со святочной, масленичной, пасхальной,троицкой, обрядностью.
Углубляясь в традицию, понимаешь, что люди не существовали без песни и пляски. Складывается впечатление, будто старинная музыка звучала всегда, и в такт ей люди проживали свою жизнь.
Без традиционных танцев невозможно представить себе крестьянскую свадьбу. Даже простоешествие вдоль улицы или по ярмарке сопровождалась музыкой и специальными плясовыми движениями.
Особые пляски были у мужчин. Они назывались «Ломания»и напоминали разминку перед боем. Ломания воспитывали в мужчине внимание, ловкость, терпение и выдержку, что в общем являлось основой мужского характера, частью естества и достоинства. Пляска эта сопровождались музыкой, в том числе гусельной.
Свои танцевальные обычаи были у девушек. Вот они принарядятся, соберутся в кружочек и начинают ритмично ступать. А шаги у всех маленькие, аккуратные, кто с подбоем, кто в три ноги, дружно ходят, будто круги рисуют. Пляска их так и называется – «Кружка», с ударением на последний слог. Идут, друг перед другом выхваляются, перед людьми красуются, платочками взмахивают.
Кроме плясок исследователисобрали и записали многочисленные хороводы. Они представлены в большом разнообразии. В круговых хороводах участники ходят по кругу, взявшись за руки или друг за другом. Ходят по одному, парами и даже тройками. В процессе движений пары могут расходиться, после вновь соединяться, могут образовать два сомкнутых круга.
Уникальной особенностью традиционной хореографии Псковщины можно назвать орнаментальные хороводы, в которых участники двигаются то змейкой, то подковой, а то и в клубок завиваются.
Двигались по-разному- колонной, рядами, стенка на стенку. А в хороводах из цикла «Долина» соединились круговые, крестообразные движения и переходы.
Хороводы были приурочены к различным календарным, обрядовым, престольным праздникам, гуляниям и посиделкам.
Например, в Печорском районе Псковской области хороводы приурочены ко времени празднования Пасхи. К ним относятся «У ворот сосна долга выросла», «Как летели гуси, погога́тывали», «Как гры́мнул гром перед тучею», «Как на моречке, на моря́ночке» и другие.
Частью хореографической традиции Гдовского района являются масленичные и свадебные хороводы. Среди них «Из-за ле́сику, лесочка тёмного», «Поднималась туча-гром», «Так во лузях», «Размолоденький миленький дружок».
Большая часть хороводов основана на круговом движении. Это медленные шествия, хороводы-пляски, хороводы с выбором пары и поцелуем парня и девушки, хороводыс разыгрыванием сюжета поэтического текста.
На Псковщине также встречались пляски-игры: «Беса», «Чёртика», «Гусака», «Суп варить».
В деревнях также были распространены парно-бытовые пляски и многофигурные кадрили на четыре или на восемь пар. К ним относятся «Светит месяц», «Краковяк», «Топор», «Лянóва», «Лобанкá», «Лентяя́», «Метелица»,«Вальс»,«Ту-степ», «Коробочка», «На реченькуи другие.
Богатая хореографическая традиция подразумевала такое же яркое музыкальное сопровождение. В большинстве случаев под пляски играли на различных музыкальных инструментах - гуслях, скрипке, балалайке, гармони. В южных районах области встречались пляски под цимбалы и мандолину.Частым явлением были инструментальные ансамбли. При отсутствии музыканта танцоры помогали себе голосом (плясали «под язык»или под исполнение плясовых песен. Особой популярностью пользовались как общерусские наигрыши «Страдания», «Русского», «Камаринского», так и специфически псковские наигрыши «под песни», которые в большинстве случаев сопровождали шествия.
Как мы видим, хореографическая традиция теснейшим образом связана с инструментальной. Обе они отражают цельность и полноту русской натуры.
Автор: Мария Зинина
Фото: Хоровод, Федоскинская лаковая миниатюра, из свободных интернет-источников