В череду зимних праздников принято было ходить друг к другу в гости. Гостеприимство было характерной чертой в общине, где все жили сообща и так или иначе зависели друг от друга. Взаимосвязь существования необходимо было поддерживать.
Широкое определение понятия «гостеприимство» мы можем найти в библейском словаре. Там написано, что гостеприимство – это готовность с искренней радостью принять гостей, кем бы они ни были и в какое бы время не пришли, это щедрость души человека и проявление уважения к людям. Гостеприимный дом никогда не бывает пуст, а его хозяин – одинок.
В Толковом словаре живого великорусского языка В.И.Даля гостеприимство объясняется как радушие,безвозмездный приеми угощение посетителейи странников.
В далекие времена, когда средств связи ну совсем не было, любой странник был желанным гостем в доме. Он приносил вести, рассказывал что-нибудь интересное, о чем хозяева не знали и даже не представляли, предупреждал об опасности. Встречали гостя с искренней радостью и старались угодить ему во всем. Так вели себя по отношению к странникам и странницам, ожидая от них какого-то откровения, ведь воспринимались они как посланники из других миров.
А вот чтобы сходить в гости к родственнику или соседу нужно было особое приглашение. Оно было простым, добрым и незамысловатым: «Милости просим к нашему двору»! И обязательно с поклоном. Гостя приглашали в дом и оказывали почтительный прием.
Встречали всегда с хлебом и солью. Обычай этот подразумевал готовность поделиться ценными материальными благами. Хлеб – основа жизни, продукт большого труда. Соль – не меньшая ценность, речь о которой обязательно пойдет в последующих статьях. Принимающий гостей щедро делился не только материальными благами в виде угощения, но и частицей своей души. Близкими по смыслу словами к понятию гостеприимство можно считать хлебосольство и радушие. Именно так встречали гостей, выражая готовность и поделиться последним куском, и оставить на ночлег. Народная мудрость по этому поводу гласит: встречай не с лестью, а с честью. Да и гость приходил не с пустыми руками, а с гостинцами.
Гостей чаще всего приглашали к обеду. А трапеза эта проходила по своим правилам. Гостей усаживали на почетное место в красный угол под иконы. Мы помним, что это энергетически самое сильное и светлое место в доме. В красном углу всегда происходили важные для семьи события – молитва, благословение, обрядовые действия, связанные со свадьбами, рождением детей, похоронами, прием пищи.
Для гостей хозяева постилали на стол праздничную скатерть и доставали специальную посуду.
Стол к приходу гостей ломился от яств. Гости чаще всего приходили в зимние праздники или на именины, и у хозяек всегда были приготовлены угощения в достаточном количестве.
Трапезу начинали с хлеба и соли, которыми хозяин одаривал гостей в знак особого уважения. Преломление хлеба вместе с гостями имело сакральное значение. Человек, с которым преломлен хлеб, уже не мог стать твоим врагом и причинить вред. Соль была дорогим и важным в хозяйстве продуктом. Практически все заготовки на зиму – грибы, огурцы, капуста, рыба, мясо – все подвергалось засолке. Недостаток соли нельзя было допустить, но для дорогих и желанных гостей соль всегда стояла на столе.
Далее хозяйка подавала пироги. Красивые и румяные, с разнообразными начинками, они тоже символизировали достаток хозяина и уважение его к гостям. А после пирогов наступала очередь мясных и рыбныхблюд и каши. В самом конце обеда подавали супы, а после них сладости и десерты.Такая очередность подачи блюд нетипична для современного человека.
Если гости засиживались, их оставляли на ночлег, также предоставляя лучшие места – лавки в красном углу или лежанку на печи. Там всегда было тепло, уютно и комфортно.
Когда гости собирались домой, их провожали, при этом также использовался определенный ритуал - было принято посидеть на дорожку. Считалось, что так можно взять с собой энергию дома, получить защиту во время долгого пути домой.
С собой гости также получали подарки и угощения. Помните про разгонный пряник?
Отъезжающим искренне желали доброго пути и благополучного возвращения. Так и говорили: скатертью дорожка. Этими словами выражали пожелание, чтобы дорога была ровной и гладкой, как скатерть на праздничном столе.
Довольные приемом гости возвращались домой и планировали ответное приглашение.
Сейчас люди перестали ходить друг к другу в гости – разобщенность, занятость и усталость делают свое дело. Дружеские встречи стали переносить в общественные места, а выражение скатертью дорожка стало носить негативную окраску. Живое общение заменилось виртуальным. И лишь у людей, придерживающихся традиционного уклада, до сих пор сохраняются лучшие традиции гостеприимства.
Автор: Мария Зинина
Фото: Иван Куликов, Чаепитие в крестьянской семье - из свободных интернет источников