Это завершающая часть цикла «Гусли в картинах». Мы рассказали вам о русских и зарубежных картинах, о современных художниках и художниках, которых знают все. Сегодня я буду больше говорить о самом музыкальном инструменте-гусли, и меньше – о художниках. Дело в том, что часто на картинах изображают гусли различной формы. Попробуем разобраться: случайно ли это? Что влияет на форму и вид написанного инструмента – смысл картины или исключительно эстетика?
Начнём с картины А. И. Бутова «На празднике песни Тойдемара» 1966 года.
Картина интересна тем, что Павел Степанович Тойдемар (настоящая фамилия Стекольщиков) действительно жил и работал в республике Майри Эл. Гусляр-виртуоз со сложной судьбой. Он играл на многих музыкальных инструментах. Карше, шювыре, свирель, гармонь – всё это пело в его руках. Исходя из этого, мы могли бы предположить, что на картине по чистой случайности изображены именно большие шлемовидные гусли. Но нет! Дело в том, что основой для картины послужила фотография самого Тойдемара. Так что , на картине изображен реально существовавший инструмент.
Следующая картина «Натюрморт с гуслями» Елены Обуховой. Кстати, это первый натюрморт за весь наш цикл картин! Но, к сожалению, хоть гусли и хорошо смотрятся среди фруктов, их форма вряд ли что-то значит. Дело в том, что у этой художницы очень много натюрмортов с разными музыкальными инструментами, и, кажется, ей просто нравится эстетика, повторяющая чем-то Малых Голландцев.
Но есть одна картина, на которой изображены гусли определенной формы . Эта картина Андрея Клименко «Гусли-самогуды». Мы уже рассказывали о картинах этого художника в тексте о Садко. Но здесь и стиль отличается, и смысл. В древнем поверье у Гуслей-Самогудов нету определённого канона для формы. И тут художник явно этим воспользовался, изобразив гусли полуовальными, расписными. А к тому же превосходна сама идея. Гусли играют не сами. На них играет ангел, изображённый нежными мазками, полупрозрачный и очень красивый. И именно присутствие ангела делает картину особенной и понятной. Ведь можно догадаться что это Гусли-Самогуды, даже без подписи.
О художнике Борисе Ольшанском мы тоже писали в одном из предыдущих текстов. Это замечательно чувствующий русскую культуру человек, его картины пропитаны спокойствием и… Суровостью, что ли?
На его картине «Берендеи» так же статичная композиция. Кажется, что всё замерло, даже девушки, кружащиеся на заднем плане в хороводе. Почему-то мне вспомнилась опера Римского-Корсакова «Снегурочка». Гусли тут почти незаметны, хоть они и на переднем плане, справа. Что можно сказать о жизни молодого человека – хозяина гуслей? Музыкальный инструмент красивый, новый. Относительно небольшой и лёгкий – всего семь струн. Но с отверстием для пальцев. Благодаря этому отверстию игра становится сложнее, поэтому не всё так просто, как кажется на первый взгляд. Не знаю, намеренно или нет, но художник поместил гусли в самую «слепую» зону картины. Дело в том, что благодаря частой привычке читать, наш глаз и на картине стремится к тому же движению. Сначала мы смотрим в левый верхний угол, а потом медленно спускаемся к правому нижнему, часто не доходя до него.
И последняя картина, в которой мы обратим внимание на форму гуслей – это «Гусляр поющий» (Слепой гусляр, поющий старинку) Анатолия Рябушкина.
Гусли немного напоминают букву «Г». Они большие и гораздо более плоские, чем те, к которым привыкли многие из нас. Такая форма предназначена для того, чтобы гусли удобно было класть на колени. Музыкальный инструмент очень похож на своего хозяина. Гусли красивые и спокойные, тёмные от прошедших лет. Неброский рисунок подчёркивает скромность, красоту, глубину души человека.
А сейчас мы перейдём к самому интересному в своём разнообразии блоку. Мы поговорим о том, что можно назвать одним словом – «Истоки».
Что мы называем «Истоками»? Ответ очень прост – то, что было сначала. А сначала была, например, Азбука.
Да-да. Прекрасная художница Елизавета Бём изобразила в своей авторской азбуке маленького гусляра – по соседству с буквицей «Глаголь», Горохом и Гребнем. И, пожалуй, это самое милое, что только могло найтись для этой статьи. Очень советую вам найти и внимательно рассмотреть эту замечательную акварельную азбуку!
Ещё я не могла не рассказать вам о замечательном художнике Ефиме Васильевиче Честнякове. Он жил в 18-19 веке. Кажется, что недостаточно давно для того, чтобы назвать его работы словом «Истоки»? А мне кажется, что можно. Только посмотрите на его картины! В его композициях сочетается всё – и древнерусские иконы, и лубочные картинки, и домашний уют. Гусли можно найти на многих его картинах. Он любил Древнюю Русь всем сердцем и часто изображал её, поэтому очень советую посмотреть его картины и оценить необычный авторский стиль.
Пожалуй, я назвала бы эти работы не «истоками», а «любимым», если бы не рассказывала уже о Васнецове. Васнецов – он самый любимый, очень тонкий, аккуратный и сказочный. А эти работы – они уютные, добрые.
И последняя картина попала под определение «Истоки» не за это. Дело в том, что стиль этой картины, написанной в 19м веке, очень напоминает мне стили старых мастеров. Тщательно проработанные детали, нежные мазки масляной краски – настолько нежные, что может показаться, что это акварель.
Николай Загорский «Давид играет на гуслях перед Саулом». Гусли тут больше напоминают лиру. Дело в том, что это один из первых вариантов нашего любимого музыкального инструмента. Ещё без резонатора, с очень нежным и негромким звуком.
Очень интересно, когда картина изображает легенду. А легенда о Давиде, впоследствии ставшем царём – одна из моих любимых.
Вот мы и завершили наш долгий, и, надеюсь, интересный рассказ о гуслях в живописи. Было очень интересно работать с разными источниками для того, чтобы сделать эту статью живой, насколько можно. Мы рассказали о своих любимых картинах, рассказали, почему на тех или иных работах изображали именно гусли, и узнали сами о многих интересных художниках. Спасибо вам за то, что были с нами в этом прекрасном путешествии!
Автор текста : Боровская Юлия