Святки, веселый многодневный праздник,завершается Крещением или, как этот день принято называть в православной традиции – Богоявлением. Оно заканчивало двенадцатидневные гулянья с вечеринками, колядками, гаданиями и ряжеными. В этот день люди стремились изгнать нечисть, хозяйничавшую на Святках, и очистится от грехов.
Самым главным событием этого дня было освящение воды. В Крещенский Сочельник воду освящали в купели в храме, а в сам праздник Крещения – везде – в реках, озерах, колодцах. Вся вода на земле становиласьсвятой и целебной.
К водосвятию готовились загодя, с крещенского сочельника. В это время выходили на водоемы и прорубали во льду отверстия в виде креста, сооружали аналой и водружали деревянный крест.
В день Крещения после церковной службы деревенские жители крестным ходом отправлялись к проруби. Священник проводил молебен, трижды опускал крест в воду, просяБожьего благословения. После этого присутствующие набирали освященную воду, умывали ею лицо и руки, обливали друг друга. Самые смелые и отчаянные парни и мужчины окунались в воду, веря в то, что таким образом они очистятся от святочных грехов.
Праздник Крещения отмечался одинаково как в крупных городах, так и в деревнях. Проруби сооружались и Москве, и Санкт-Петербурге.
С Крещением связаны некоторые традиции, носившие глубокий смысл в крестьянском быту. В канун Крещения, как и в канун Рождества, вся семья собиралась за праздничным постным столом. Крещенская трапеза практически повторяла постное рождественское меню. К столуподавали кутью и ритуальный хлеб, обрядовую выпечку, блины, десерты из сухофруктов и орехов. Готовили только нечетное количество блюд. В народе крещенский сочельник называли голодной кутьей. Повсеместно на Крещение повторяли рождественский обряд приглашения на ужин умерших предков. На столе зажигали свечу для мертвых и ставили дополнительные приборы по числу покойных родственников.
С Богоявления прощались со Святками. Все двенадцать святочных дней нельзя было выносить мусор, а также делать многие домашние дела, например, прясть и ткать. В Крещение эти запреты снимались — из избы выносили сор, выметали золу из печи.Со стола убирали сено, торжественно внесенное накануне Рождества. Праздничный хлеб, который в Рождество клали у икон, на Крещение скармливали скотине или птице.
Вечером молодежь устраивала игрища. По дворам ходили ряженые, исполняли колядки, желали хозяевам домов благополучия. Верили, чем больше хозяеваодарятколядующих, тем больше доброго случится с семьей в новом году.
Канун Крещения считался самым благоприятным для гаданий. Считалось, что это особенно «правдивое» время для предсказаний. Конечно, было принято считать, что в Святки по земле бродит нечистая сила – главный посредник гадающих. Последующая церковная служба и водосвятие изгоняли нечистьза ворота земного мира, поэтомужелающие приоткрыть завесу тайн будущего не боялисьобращаться к подобным помощникам.
Гадающие соблюдали меры безопасности, очерчивая вокруг себя круг. Если гадающих много, то они становились хороводом, держа друг друга за мизинцы рук. В Вологодской губернии для безопасного гадания рекомендовалось надевать на голову глиняный горшок. В Костромской губернии место, где проводилось гадание, обскакивали на левой ноге против часовой стрелки, приговаривая: «Чертово место, черт с тобой!» После гадания прыгали уже на правой ноге и по часовой стрелке со словами: «Богово место, Бог с тобой!».
На Крещениенечистую силу изгоняли не только из душ и телес, но и из жилища. Палили из ружей, гремели посудой, создавали шум. Парни с криками скакали верхом по деревне, метлами и кнутами «лупили» по углам домов.Могли развалить кучу дров, и это свидетельствовало о стопроцентном изгнании со двора нечистой силы. Для большего эффекта на воротахи дверяхмелом или углем чертили кресты, хозяйственные постройки и скотину окропляли святой водой.
Накрещенских вечерках молодые люди обменивались подарками. Чтобы показать свою материальную состоятельность, юноши одаривали понравившихся девушек покупнымидарами – пряниками, конфетами и прочими угощениями. Девицы же преподносили парням вышитые платочки и кисеты. Надо же было продемонстрировать потенциальным женихам свое мастерство рукоделия. Повсеместно проходили смотрины.После Крещения и вплоть до Масленицы игрались свадьбы. Надо было поспешить со свадебным обрядом, ведь впереди ждал строгий Великий пост, но это уже совсем другая история.
Автор: Мария Зинина
Фото: Борис Кустодиев, Крещение, интернет свободный доступ