В суровой, но невероятно обаятельной Карелии, кроме кантеле, есть любопытный струнный инструмент, напоминающий не то арфу, не то лиру, не то новгородские гусли с игровым окном. Но в отличие от гуслей, играют на нем смычком.
Этот инструмент называют йоухикко, или йоухикантеле, что в переводе означает смычковое кантеле. У него интересная история, корнями уходящая глубоко в древность.
Йоухикко – деревянный смычковый инструмент, распространенный в финской и карельской культурах, исполняют на немтрадиционную древнюю крестьянскую музыку. По классификации он относится к хордофонам. Имеет квартовый или кварто-квинтовый строй.Изготавливали йоухикко из ели или сосны -распространённой в Карелии и Финляндии древесины. Струны его делали из крученого конского волоса.
Говоря о происхождении инструмента, одни ученые полагают, что йоухикковосходит к более раннему финскому инструментухарппу. Другие выявляют его сходство с нарс-юхом- музыкальным инструментом хантов и манси.
Формайоухикко близка к балтийским псалтериям. Об этом свидетельствуют археологические находки в Новгороде и Гданьске, где были обнаружены псалтериис прорезью для руки – своеобразный гибрид псалтерия и лиры. Там же вместе с псалтериями был обнаружен и смычок.
По своей конструкциийоухикко представляет собой долбленое продолговатое неглубокое корытце с широким фигурным грифом и со специальным вырезом для руки.
Корпус инструмента может быть фигурный. Например, у образца из деревни Импилахтикорпус выполнен в виде стилизованной женской фигуры.Чаще встречаются инструменты с округлым, как у мандолин, корпусом. Вкладная дека изначально крепиласьв специальный внутренний паз, позднее мастерастали приклеивать ее или прибивать гвоздиками.
У большинства инструментов в середине деки прорезались одно или несколько резонаторных отверстий. Струн могло быть две или три. Они изначально делались из жил животных или конского волоса. Позже появились струны металлические. Крепились они в струнодержатель, регулировались специальной подставкой, имеющей название «кобылка», натягивалисьпри помощи колков.
Смычок, непременный атрибут игры на йоухикко, был дугообразным, по форме напоминающим лук. Для улучшения качества звукоизвлечения волосяная часть смычка натиралась специальной смолой.
Традиционно на йоухикко играли мужчины. Музыкант садился, упирал корпус инструмента в колено или обхватывал коленями нижнюю часть корпуса.Тыльной стороной пальцев левой руки, просунутой в прорезь, исполнитель зажимает струны, извлекая звук. Правой рукой водят по струнам смычком. На одной струне извлекаются мелодия, остальные звучат бурдоном, создавая глубину и объем звука.
Использовался традиционный финский инструмент для воспроизведения коротких плясовых танцевальных мелодий, реже – как сопровождение песен. Традиция игры на йоухикко прерывалась и утрачивалась, однако благодаря неутомимым поискам исследователей и музыкантов, была возрождена в конце XX века. Традиционные наигрыши были собраны в экспедициях исследователем Армасом ОттоВяйсяненом.
АрмасОттоВяйсянен -известный финский фольклорист и этнограф. Он занимался изучением музыкальной культуры финно-угорских народов, собирал материалы в экспедициях. В своих путешествиях он записывал музыку на фонографи тут же нотировал ее. Он собрал пастушьи наигрыши, мелодии кантеле и йоухикко.Им было предпринято несколько поездок по территории Эстонии, где он записывал фольклор сето. Также он путешествовал по мордовским деревням, изучал фольклор Финляндии, Карелии, Швеции. Ему были интересны традиции саамов и вепсов. На территорииЛениниградской области онисследовал Западную Ингерманландию.В 1916 году совместно с Эмилем Нестором Сетяля, финским исследователем-филологом,он собирал произведения фольклора у последних вепсских исполнителей на кантеле.Армас Отто Вяйсянен являетсяавтором исследований о прибалтийско-финских музыкальных инструментах кантеле и йоухикко. Неоценим его вклад в сохранение традиционной музыки финно-угров.
В настоящее время на йоухикко играют сольные исполнители, также этот инструментактивно становится частью фольклорных музыкальных коллективов, исполняющих традиционную карельскую и финскую музыку. Стараниями таких исполнителей, йоухиккопродолжает звучать, сопровождая веселые заводные танцы и лирические песенные раздумья, его глубокий тон, возникающий благодаря бурдонным струнам, мысленно переносит слушателя во времена героев великого карельского эпоса и делает сопричастным древним подвигам и деяниям мифологических героев.
Автор: Мария Зинина
Фото из свободных интернет источников