Телефон поддержки:
+7 (499) 113-11-69
Email поддержки:
info@mirgusley.com

Гусли в картинах, часть 2.

Гусли в картинах, часть 2.

 

В первой части рассказ вёлся о современных картинах и о знаменитых художниках — Богданове-Бельском и Васнецове. А что, если взять картины разного времени, изготовленные с использованием разных материалов, и объединить их одной общей темой, одним общим образом, героем сказок?

Садко — это имя известно всем. Гусли в его руках становятся ещё волшебнее, чем они кажутся на самом деле. Самая известная картина с изображением этого персонажа — «Садко» Васнецова. Сказочный подводный мир, удивительные рыбы, нежные отсветы, лучи под водой — художник умел изобразить чудо.

Но есть вещи необычнее даже этой прекрасной картины. И это — федоксинская лаковая миниатюра. Небольшие расписные шкатулки из папье-маше. Роспись на них создается в четыре этапа. Первый — замалёвок. Совсем лёгкий «набросок» изображения. После этого — промалёвок. Более детальная проработка. С помощью лессировки прозрачными красками изображение моделируют. А завершают бликовкой. Говорящее название, верно? После миниатюру украшают сусальным золотом или перламутром. Чаще всего на шкатулках встречаются персонажи из сказок. Разумеется, не обошлось и тут без Садко и его гуслей. Для того, чтобы глаз зрителя первым делом замечал именно гусли — глыбу и основу картины — художники часто используют треугольную композицию. Так глаз скользит по треугольнику, разглядывая всю картину, но всё время в поле его зрения гусли. Основа композиции, символ древности и волшебства музыки.

Кстати, такую композицию использовал ещё и Борис Ольшанский в картине «Садко». Две женские фигуры н первом плане и сам Садко на втором образуют треугольник, в котором главная точка — гусли. Картина очень напоминает одноимённую работу Васнецова по цветовой гамме и стилю, но тут композиция более устойчива и больше свободного пространства. И если у Васнецова ты смотришь на картину, как завороженный, то тут есть время подумать, вспомнить легенду, пространство даёт глазу отдохнуть.

Совершенно в другом стиле писал картину «Садко и владыка морской» художник Константин Васильев. Устойчивые, крепкие линии, большие пятна одного цвета — разве может картина, изображающая сказку, быть похожей на советский плакат? Может, и в этом вся прелесть. Это значит, что гусли и сама история ложится на кисть любого художника, и не нужно волноваться за свои умения или стиль. Гусли объединяют древность и современность, и картина доказывает нам это.

Самая сложная и многофигурная композиция — это «Садко в подводном царстве» авторства Николая Павленко. Картина рассказывает нам целую историю, и именно её я советую показывать тем, кто плохо знаком с именем Садко или с самой легендой. На троне сидит подводный царь, он в центре, он — символ силы. Вокруг него русалки, одна из которых шепчет на ухо разгневанному царю, что в их царстве появился гость, которого не звали сюда. А Садко спокоен. Он сидит почти в углу картины и играет. Вокруг него — вода, рыбы, странные, встревоженные девушки. А он — играет!

В этой картине очень тонко схвачена вся суть русского человека. Если гусли — это душа, любимое дело Садко, то он будет играть на них, будет находить в них спокойствие и утешение, что бы ни случилось.

А картина Виктора Королькова «Садко» очень похожа на вторую половинку диптиха — в пару к предыдущей. И пусть она написана совершенно в другом стиле, похожем на лубочный, но и тут Садко добился своего. Русалки пляшут, морской царь взмахнул от радости руками. У хорошей сказки — добрый конец.

Это всё — картины русских художников, и я всё время подчёркиваю важность именно русского духа в изображении гуслей. Но ведь есть и зарубежные картины? Не только мы вдохновлялись этим образом, не только у нас гусли — один из любимых музыкальных инструментов. Зарубежные картины удивительны. Есть и нежные, и сложные. Есть картины маслом, карандашом, акварелью, есть современные, а есть — восемнадцатого века.

Я начну с нежной, красивой картины автора под именем Беатрис Мартин Видал. Сразу чувствуется другая энергетика, но энергетика тоже хорошая, достойная. Юноша, почти ещё мальчик, нарисованный карандашом, перебирает тонкими пальчиками струны цветных гуслей. Рисунок современный, 2007 года. Тут — огромный простор для воображения. Может, автор хотел показать важность музыки? А может, мальчишка вообще призрак? А может, просто красивое сочетание цветов? В любом случае, работа очень достойная.

Ещё одна относительно современная работа, это картина Франческо Колемана «Слепой музыкант». Говорят, что истинное произведение искусства — это то, которое мы можем понять всеми своими пятью чувствами. Именно для этого делают перформансы и 3D кино. В этой картине есть все чувства, несмотря на то, что это всего лишь акварель. Вкус вина, которое несут люди, ощущение пальцами ног раскалённых камней мостовой. Пахнет тем, чем всегда неуловимо пахнет в жарких странах. Звуки гуслей — это одно из пяти чувств. Как инь и янь, картину дополняет каждая деталь.

А в другой картине очень важен сам стиль написания. Работа Эмиля Рау, «Урок музыки» датированная концом девятнадцатого — началом двадцатого века очень хороша тёплыми цветами и великолепной живописью. Такой сильный эффект реалистичности — авторское изобретения Ван Дейка, и создаётся благодаря приблизительно десяти слоям краски. Картина изображает девушку, учащуюся играть по нотам, и женщину, помогающую ей.

Второй «Урок музыки» Франца Фон Дефреггера начала девятнадцатого века был продан в США за 72 000 долларов. Картина изображает бедную семью, и мать, которая показывает детям чудо музыки и искусства. Дети стоят и слушают, затаив дыхание. Мне кажется, автор очень тонко и точно передал влияние искусства на любого человека.

На этой замечательной картине я завершаю вторую часть цикла «Гусли в картинах». Надеюсь, вы узнали что-то новое и важное для себя, а гусли помогли вам в этом.

Автор текста: Боровская Юлия