Тем более удивительно разнообразие форм и конструкций малострунных гуслей. От назначения наигрышей зависели порой незаметные глазу конструктивные различия инструментов. Большое значение имела намотка струн: характер звука зависел от такой, казалось бы, мелочи, как по часовой или против часовой стрелки они намотаны. Не последнюю роль играл способ крепления струны к струнодержателю и ее связь с корпусом инструмента. Необходимо учитывать многие нюансы: форму соотношения струн и резонатора, геометрию их веера – все имело значение для характера звучания и бытования наигрыша.
Все малострунные гусли на первый взгляд похожи друг на друга. У них продолговатая форма, в некоторых моделях скошенная по верхнему краю. Небольшой размер от 50-70 см в длину, до 20-30 сантиметров в ширину в области прямоугольной части. Резонаторное корытце с лицевой либо тыльной стороны выдолблено до линии колкового ряда, который расположен под углом от сорока пяти до шестидесяти градусов к основанию инструмента. У большинства моделей обязательно наличие открылка – выступающей за колковый ряд части лицевой стороны доски. Резонаторное корытце закрыто декой, которая крепится на деревянные или металлические гвоздики, в некоторых моделях инструмента на клей. На лицевой стороне малострунных гуслей имеется круглое или крестообразное голосовое отверстие.
Материалом для изготовления малострунных гуслей служила древесина ели, сосны или ольхи. Для накладной деки использовалась исключительно ель.
На узком конце инструмента устанавливался струнодержатель - деревянный или металлический стержень, в некоторых моделях гуслей - скоба. Струны крепятся к струнодержателю на высоте не более двух сантиметров от корпуса. Они упругим металлическим веером расходятся от его основания, обеспечивая таким образом возможность извлекать неповторимые чарующие звуки. В современных моделях инструментов используются металлические струны, но народные исполнители упоминали и о наличии жильных, волосяных и даже нитяных струн. Архаическая форма гуслей предполагает наличие от пяти до одиннадцати струн.
Итак, форма малострунных гуслей выстраивалась с учетом характера и назначения игры на них. Инструмент должен был убедительно звучать, музыканту ничего не должно было мешать играть. Конструкция инструмента, зачастую сделанного самим исполнителем, учитывала все его особенности и потребности.
Среди многообразия псковских гуслей, обнаруженных в ходе фольклорных экспедиций под руководством Анатолия Михайловича Мехнецва, выделяется несколько моделей различной формы.
Самые популярные в настоящее время, конечно же, гусли под названием Авдоши. Называются они так по имени деревни, в которой были обнаружены и приобретены.
Корпус инструмента прямоугольный, продолговатой фигурной формы. Правая верхняя часть оформлена полукруглым выступом. Края открылка срезаны под прямым углом. Боковая стенка резонаторной коробки одновременно является колковой колодкой. Конструктивно это вполне оправданно. Колки металлические со сквозным отверстием для закрепления струн. Оптимальное их количество - девять штук. В качестве струнодержателя используется металлическая скоба, укрепленная в узкой части корпуса.
С лицевой стороны по центру вырезано резонаторное отверстие сложной фигурной формы, напоминающей крест, и несколько малых круглых отверстий. С краю открылка в средней его части проделано сквозное отверстие для крепления к гуслям ремня или веревки, чтобы инструмент можно было повесить на плечи и играть на них на ходу на танцах, гуляниях или проходках. Владельцем гуслей такой формы был Сидор Михайлович Михайлов, житель деревни Авдоши.
В этой деревне раньше проживали старообрядцы - люди, хранившие исконную русскую культуру, придерживающиеся строгих жизненных правил. Таким строгим был и Сидор Михайлов. Сохранились воспоминания Алексея Анатольевича Мехнецова об экспедиции в Псковскую область и встрече с Сидором Михайловичем. Когда ученые - отец и сын Мехнецовы - пришли к нему поговорить о гуслях и записать наигрыши, тот пас коров. Как и подобает истинному хранителю уникального знания, Сидор Михайлович поначалу не стал разговаривать с «чужаками». Поводом для этого, помимо прочего, оказались гусли без резонаторного отверстия, на которых он наотрез отказался играть. Пришлось ученым искать мастеров и приводить инструмент в подобающий вид.
При дальнейшем общении Сидор Михайлович оказался интересным человеком и собеседником. Он рассказал о жизни деревни, о войне, о потере близких, о своем отце, о саде, доставшемся от него. С особым трепетом говорил о гуслях, об игре на них. Поделился мыслями о том, что гусли лучше мастерить из ели. Рассказывал, как в молодости ходил на народные гуляния, где он был одним из немногих музыкантов, как привязывал к гуслям веревку, навешивал их на себя и играл, скрашивая своими мелодиями и переливами жизнь деревни. Форма гуслей Авдоши как раз отвечала ситуации их использования.
Инструмент был приобретен учеными у вдовы Сидора Михайловича Михайлова в 1986 году. В настоящее время гусли модели Авдоши – самые звучные, удобные и популярные среди современных любителей старинной крестьянской музыки.
По материалам сборника А.М. Мехнецова «Русские гусли и гусельная игра»
Автор: Мария Зинина