Война… Явление страшное и безобразное. Явление, уносящее жизни людей, ломающее судьбы, калечащее души. Казалось бы, на войне нет места ничему прекрасному. Но у нас, русских, видимо, все не так. Помните фразу из фильма Никиты Сергеевича Михалкова «Сибирский цирюльник»: «на войну с песнями, под венец в слезах»? Вот и в годы Великой Отечественной войны наш народ на фронте и в тылу сопровождала музыка. Создавались концертные бригады, фронтовые театры. Музыканты, рискуя жизнью, отправлялись на фронт, захватив с собой действенное оружие против врага – музыку. Уже в первую неделю войны было создано более двухсот военных песен. Из наших окопов звучали увертюры и симфонии Бетховена, а по радио вся страна слушала выступления великих исполнителей того времени: пианистов С. Рихтера, Э. Гилельса, М. Юдиной, скрипача Д. Ойстраха, певцов С. Лемешева, Н. Обуховой и других. В блокадном Ленинграде 1 мая 1942 оркестр Радиокомитета под обстрелом исполнял 6-ю симфонию П.И. Чайковского. Камерные концерты проводились в госпиталях и бомбоубежищах. 9 августа 1942 года все артиллерийские силы города на Неве были задействованы в подавлении огневых вражеских точек, чтобы ничто не могло помешать исполнению знаменитой Седьмой симфонии Д.Д. Шостаковича. Зал Ленинградской филармонии был переполнен. Концерт также транслировался по радио. Представить только: истощенные голодом, изможденные войной музыканты нашли в себе силы не просто собраться вместе, а исполнить сложное симфоническое произведение крупной формы!
Музыка вселяла в бойцов отвагу, мужество, поднимала боевой дух, придавала сил. Солдаты говорили, что песни враг боится сильнее, чем оружия, и писали с передовой: «Оружие у нас есть, пришлите песню». Вот и присылали. Не только песни, но и даже исполнителей вместе с их родными инструментами. Не остались в стороне и гусли.
Так, в Марийской республике была сформирована группа во главе с известным гусляром Павлом Степановичем Тойдемаром, являвшимся руководителем ансамбля гусляров Марийской государственной филармонии в Йошкар-Оле. Группа должна была отправиться на фронт с концертными выступлениями. В феврале 1943 года в местной газете «Марийская правда» сообщалось, что «концертно-эстрадная бригада Маргосфилармонии в составе 10 человек выехала на фронт в подшефные воинские части, где даст ряд концертов». В июле того же года пресса писала, что артисты выехали вторично и «повезли с собой на фронт письмо марийского народа землякам-фронтовикам». Художественным руководителем вновь был гусляр Тойдемар. Артисты давали по четыре-пять концертов в сутки в разных воинских частях, которые могли быть расположены за несколько километров друг от друга. А вот как благодарили музыкантов слушатели: «Ваши гусли, свирели нас невольно заставили вспомнить наших отцов, жен, матерей, братьев, сестер, которые тоже играют у себя в деревне, вспоминая о нас, они ждут возвращения и скорейшей победы».
Известна также фронтовая история Давида (Дмитрия) Борисовича Локшина, одного из выдающихся исполнителей на шлемовидных гуслях в XX веке. В июле 1941 года он вступил добровольцем в Ленинградское народное ополчение. В октябре того же года гусляр был контужен и взят в плен, а в 1943 году после неудачной попытки побега из концлагеря переведен в более строгое место. Об этом тяжелом времени Локшин вспоминал:
«В концлагере мы больше всего боялись сойти с ума, потерять надежду на жизнь. И каждый старался поддержать другого. Какой важной оказалась здесь моя профессия музыканта! В мусорной куче я нашел консервную банку и обрывки телефонного провода. Приладил к банке деревяшку, натянул проволоку – получилось что-то наподобие балалайки. Поздно ночью я играл соседям по бараку все, что умел. И чувствовал, что мой нехитрый инструмент напоминает им о нормальной человеческой жизни, о родных и близких…»
Еще один известный гусляр Валерий Николаевич Тихов совмещал военную службу и работу в качестве артиста ансамбля гусляров при Ленинградском Доме Военно-Морского флота. Ансамбль выступал на действующих кораблях и в частях КБФ.
В 1942 году в Красную армию призвали гусляра Петра Ефимовича Шалимова, учениками которого являлись Локшин и Тихов. Музыкант не оставлял своей творческой деятельности в боевых условиях. Он вместе с ансамблями продолжал выступления перед бойцами.
Так, гусли наряду с другими музыкальными инструментами поддерживали наших бойцов в самые тяжелые для них времена. Помогали подняться, когда не было сил даже ползти. Помогали десяткам солдатских сердец биться в унисон, объединяясь в едином порыве, воодушевляли на подвиги и вели к победе. Великое и ответственное делание для столь небольшого инструмента! А потому не перед врагом склонять нам головы, а над нашим замечательным народным инструментом, и слушать его рассказы о подвигах русских воинов.
Автор: Вихарева Ольга