Не знаю, как сейчас, а в былые времена в каждом доме жил домовой - хозяин, помощник и покровитель семьи.
Он присутствовалнезримо и слышал все, о чем говорили в семье. Считалось, что это дух кого-либо из умерших предков.Поэтому к немупроявляли почтительное отношение.От домового зачастую зависела благополучная жизнь всех домочадцев.
Егопочитали как старшего в доме и вежливо называли суседушка, господарь, дедушка, кормилец, хозяин, большак. За доброжелательное отношение к семье он получал также название доброхотушко.
В том доме, где были мужчины, обитал домовой мужского пола. Если же в семье мужчин не было, то домашней покровительницей была домовиха- мифологическое существо женского пола. В народных поверьях домашние духи представлялись в мужском или женском облике.
Как мог выглядеть домовой? Есть свидетельства очевидцев, зафиксированные исследователями. Они противоречиво рознятся. В одних деревнях домового описывают как маленького старичка, покрытого шерстью. В других наоборот, он большой, ростом до потолка и в белых одеждах. Виныхон ужевыглядит как старик с горящими глазами и в красной рубахе.
Отмечается одна очень важная его особенность: домовой мог принимать облик любого из домочадцев, особенно отсутствующего или покойного. Считалось, что он повторяет облик хозяина дома или последнего умершего члена семьи. Иногда он оборачивался животным- кошкой, собакой, лаской, мышью, змеей, ужом или жабой. На Псковщине верили, что днем домовой выглядит то как простая змея, то как змея с петушиной головой, а ночью он становится похож на хозяина дома. В подобных описанияхотразилисьдревние представления о способности душ предков воплощаться в виде некоторых животных, особенно змей.
Даже если домовой имел человеческие очертания, в его облике, как правило, былизвериные черты - шерсть на теле, косматые ладони, длинные ногти и острые уши торчком. Считалось, чем богаче дом, тем мохнатее в нем домовой.
Домовой старался быть невидимым. Его присутствие проявлялось в издаваемых звуках: стук, скрип, вздохи. Он мог прятать вещи или переставлять их с места на место. Если домовой недоволен семьей, в которой живет, он пугает людей, шумит по ночам, бьет посуду. Он может зачесать колтун на голове домочадца, который ему неприятен. В некоторых местах рассказывали, что домовой своими проделками вообще может выжить семью из дома.
Чтобы увидеть домового, нужно быть в хорошей физическойформе! В определенный день нужно спуститьсяс крыльца на три ступени, нагнуться и посмотреть между своих ног. Однако, крестьяне верили, что человек, увидевший домового, долго не живет.
Любимым местом домашнего духа в избе считалась печь. Также ему нравилось бывать в красном углу, в подполье, на чердаке или под порогом. Кое-где были убеждены, что он обитает под веником, находящимся около порога. Домовомуобязательно принадлежал кот. Уж очень он любил этих пушистых домашних питомцев.
По традиционным представлениям домовой охраняет дом, семейный очаг, все хозяйство и скотину. По ночам он осматривает усадьбу, двор, надворные постройки, сторожит дом от воров. Он требовательно следит, чтоб домочадцы все делали вовремя, не забывали ухаживать за скотиной и добросовестно относились к ней. Домовой вообще считался хранителем и защитником домашних животных. Но только в том случае, если животное было ему по нраву. Большую роль играла масть скотины. Если он кого из животных невзлюбил, то мог легко сжить его со свету.
Домовой мог предсказывать будущее. Но все его прогнозы были печальны. Так, если домовой показывается в хлеву -быть беде. Если он виден идущим впереди человека, то хозяину грозит смерть, а если он идет сзади, то это к несчастью. Если он показался в шапке хозяина дома, то тому суждено умереть. Домовой мог показываться ив преддверии важных событий в жизни человека — перед свадьбой, перед войной. Если домовой стучит в окно – это к пожару, если вдруг начинает слишком усердно ухаживать за скотиной –это к утрате кого-либо из животных.
Крестьяне уважительно относились к домовому. Находясь в хлеву, они соблюдали молчание, чтобы его не потревожить.Учтивое отношение к домовому предписывалоподношение ему подарочков по праздникам: на Рождество, под Новый год, перед Великим постом, в Чистый четверг.
Домового особо почитали в деньЕфрема Сирина, считалось, что в этот день его именины.В честь праздника ему оставлялина загнетке печи угощение и просили заботиться о скотине.
Переезжая на новое место жительства, крестьяне брали с собой и своего домового. Делали это, используя старый лапоть и вербальные формулы. Лапоть клали около входа в подвали приговаривали: «Хозяин домовой, пойдем со мной в новый дом!» После этого лапоть аккуратно несли в новый дом, считая, что в нем переезжает домовой. За первойтрапезой в новом жилище первый отрезанный кусок хлеба оставляли для домового. Чтобы в новом доме было спокойно, после переезда пекли специальную выпечку, обходили с ней вокруг дома, клали на лопату, отправляли в подпечек, и приговаривали: «Дедушко-доманушко, бабушка-доманушка, я гостинец вам кладу. Вы меня не гоните и не браните, я жить пришла, ночевать пришла, вековать пришла. Меня из дому не гоните, лучше кормите».
Замечено, что домовой - единственное демонологическое существо, которое не боится молитвы. Чтобы утихомирить расшалившегося вдруг соседушку, крестьяне использовали силу крестного знамения. Но в целом, люди старались домовогоне злить. Существовало негласноеправило: не наносить вреда животным, в которых домовой мог обращаться. Женщины ходили аккуратными, прибирали свои волосы и соблюдали распорядок дня. Все-таки домовой – не простой дух. Он любит упорядоченность, мир и согласие в семье. Зная это, человек стремился к добропорядочности. Вот так это вымышленное по сутисущество дисциплинировало людей и настраивало содержать дом, хозяйство и атмосферу в семье в порядке.
Автор: Мария Зинина
Фото: Домовой, Васнецов. Из интернета.