Кто способен показать жизнь во всем ее многообразии, остановить время в кадре и сохранить его на века? Конечно фотографы! И особенно фотографы прошлого – визуальные летописцы. Репортажная хроника, портреты крестьян, красавицы в костюмах, интерьеры изб, деревенские гуляния, пейзажи, крестьянские дети – все это помогает современникам получить достоверноепредставление о жизни и людях в прошлом.
Андрей Карелин, Василий Каррик, Карл Булла, Максим Дмитриев, Елена Мрозовская, Иван Барщевский, Сергей Лобовиков - каждый из этих мастеров внес свой бесценный вклад в сохранение образа нашей великой страны.
Но особое внимание хочется уделить личности и творчеству Сергея Прокудина-Горского – выдающегося химика, фотографа, этнографа, фотохудожника, ставшего первооткрывателем цветной фотографии и запечатлевшего хроники России в ярких красках.
Сергей Михайлович Прокудин-Горский родился и вырос на Владимирской земле. В юности он был очень увлеченным человеком, с интересом учился многому. Александровский лицей (бывший Царскосельский), Санкт-Петербургский университет, Императорская военно-медицинская академия, Императорская академия художеств – он попробовал все.ВПетербургском технологическом институте его наставником по химии был сам Д. И. Менделеев!
Интерес к химии и фотографии привел молодого исследователя в Европу, где он продолжил обучение в Берлине и Париже. В этот период он практикуется в фотохимических лабораториях, знакомится с работой известных в то время мастеров Адольфа Мите и Эдма Жюля Момена.
Результаты своих фотографических исследований Прокудин-Горский ежегодно представляет широкой научной общественности в Императорском русском техническом обществе. Первым его докладом было исследование «О фотографировании падающих звёзд (звёздных дождей)».
В фотоделе Прокудин-Горский считался признанным авторитетом: его знали не только по снимкам. К началу 1900 года он выпустилнесколько книг, посвящённых техническим аспектам фотографирования: «О печатании с негативов», «О фотографировании ручными фотоаппаратами». На Всемирной выставке в Париже1900 Русское техническое общество продемонстрировало черно-белые фотографии Прокудина-Горского.
Однако в историю он вошел как первооткрыватель русской цветной фотографии. Как ему это удалось?
Кропотливый и самоотверженный труд по изучению фотохимии, энтузиазм в освоении искусства, развитого в то время только за границей. Он был единственным русским, работавшим в этой области. Ему чинили преграды, но он справился.
В 1902 году Прокудин-Горский обучался у немецкого первооткрывателя цветной фотографии Адольфа Мите. Камеру, которую сконструировал Мите для съемки трехцветных фотографий, Прокудин-Горский быстро освоил и усовершенствовал.В результате долгих экспериментов ему удалось приготовить высокочувствительное бромистое серебро, что дало возможность передавать естественные цвета.
До изобретения Прокудина цветные фотоснимки того времени делались очень трудоёмко. Для каждого кадра требовалось три снимка, сделанные через разные цветовые фильтры – красный, зеленый и синий. Слабая чувствительность фотоматериалов и необходимость использования длительной выдержки требовали времени и напряжения позирующего человека. Вот почему на старинных фотографиях у людей всегда скованные позы! Ведущие фотографы пытались повысить чувствительность фотоматериалов, но удалось этотолько Сергею Михайловичу Прокудину-Горскому. Его изобретение открыло возможность создать фотохронику российской жизни начала двадцатого века и показать ее в цвете.
Грандиозной задумкой мастера был проект, в котором он планировал запечатлеть современную ему Россию в фотографиях, чтобы показать её мощь и красоту, одновременно древнюю историю и модернизацию. Он мечтал, чтобы в каждой школе и гимназии Российской империи можно было установить проектор диапозитивов, показывать детям фотографии родной страны. Для этого занятия он даже название придумал - родиноведение.Прокудин-Горскийсчитал первой задачей каждого живущего в государстве человека знание своей родины.
Колоссальный труд был проделан мастером при поддержке императора Николая II.В пользование Прокудина-Горского были предоставлены специально оборудованный железнодорожный вагон и небольшой пароход. Но все остальные расходы на материалы и содержание экспедиции мастероплачивал за свой счёт.
Результатом этой работы стала «Коллекция достопримечательностей Российской империи» – уникальное собрание цветных фотографий. В нее вошли серии: «Мурманская железная дорога», «Урал», «Кавказ», «Местности, с которыми связано воспоминание об Отечественной войне 1812 года», «Туркестан», «Район Волги», «Камско-Тобольский водный путь», «Работа на реке Ока», «Разное и этюды».
В годы революции Прокудин-Горский переехал во Францию, где прожил до самой смерти. Онобосновался в Ницце, сотрудничал с братьями Люмьер. Коллекция его в неполном объеме чудом была вывезена из советской России.
В 1948 году его потомки продали коллекцию фотографий Библиотеке Конгресса США. В 2001 году из оцифрованных фоторабот Прокудина-Горского была подготовлена выставка «Империя, которой была Россия». В экспозиции демонстрировались 122 фотографии. Выставка стала большим событием в культурной жизни общества, так как показала в цвете давно минувшую эпоху.
Автор: Мария Зинина
Фото из википедии