Телефон поддержки:
+7 (499) 113-11-69
Email поддержки:
info@mirgusley.com

Маленькое дело лучше большого безделья

Маленькое дело лучше большого безделья

 

Что же должны были уметь мальчишки и девчонки сто пятьдесят-двести лет назад?

Так, уже к семи годам мальчики должны были ухаживать за скотиной, ездить верхом, помогать родителям в поле. Необходимым навыком было сформированное к этому возрасту умение мастерить игрушки из различных материалов, плести лапти, корзиночки и коробейки. В крестьянских семьях детей обучали всему очень рано, соответствуя народной мудрости: учи дитя, пока оно поперек лавки лежит.

С семи лет забот у мальчишек становилось значительно больше: они должны были научиться пахать и молотить – выполнять настоящую мужскую физически тяжёлую работу, до которой девочек не допускали.

Бывало и так, что в этом возрастеони начинали подрабатывать «в людях»: пасли скот, выполняли поручения взрослых мастеров. Считалось, что к этому возрасту мальчик уже окончательно «вошел в разум» и научен всему тому, что умеет и знает его отец.

Работа на пашне и уход за скотиной были практически основной мужской заботой и подтверждением полноценного мужского статуса. Поэтому мальчики-подростки, наравне со своими отцами, работали в поле. Они раскидывали навоз, бороновали, водили под уздцы запряжённую в борону лошадь. Подростки также принимали самое активное участие и в сборе урожая.

С двенадцати лет мальчику выделяли небольшой участок пашни, на котором он учился работать самостоятельно.  К четырнадцати годам подросток сам мог уверенно вспахать землю и становился полноценным работником.

Под строгим надзором старших мальчишки должны были кормить, тщательно чистить животных, убирать за ними. Главной кормилицей и работницей в крестьянской семье всегда была лошадь. Мальчики с ранних лет обучались обращению с ней: как запрягать, как ездить верхом, кормить, водить на водопой. Они пасли лошадей ночью, и это было не просто обязанностью мальчишек, это было самым настоящим приключением!

В тех краях, где были распространены охотничьи и рыболовные промыслы, мальчик сначала в форме игры перенимал навыки, а затем совершенствовался в этом искусстве, беря пример со старших.К восьми-девяти годам мальчик умел стрелять из лука, добывать мелкую дичь, птицу и рыбу. Дополнением к этому можно назвать сбор грибов, ягод и орехов, что тоже было неплохим материальным подспорьем.К двенадцати годам подросток вступал во взрослую промысловую артель и к четырнадцати становился полноценным её членом, добытчиком и завидным женихом.

Кроме практических навыков ведения хозяйства, мальчики усваивали принятые в общине моральные правила и нормы поведения: почитание старших, милосердное отношение к нищим и убогим, гостеприимство, уважение к своему и чужому труду, основы веры. Кроме этого отрок знал, что он должен уметь защитить свою семью, сдерживать свои эмоции и всегда контролировать себя.

Девочек к труду приучали еще раньше, чем мальчиков. С пяти лет они уже должны были уметь прясть, помогать по дому и в огороде, в уходе за младшими братьями и сестрами, за домашней птицей и скотиной. Десятилетняя дочь считалась уже вполне взрослой девушкой, умеющей практически все.  Ведению хозяйства она обучались, наблюдая за взрослыми и повторяя.

 Десятилетняя девочка несла хлопоты по мытью посуды, уборке дома, приготовлениюпищи. Наведение порядка в доме предполагало подметаниепола, мытье лавок и скамеек, вытряхиваниеполовиков, уборку постели, замену лучины, свечей, чистку керосиновых ламп. Частенько десятилетние девочки стирали и полоскали белье на речке и развешивали его на просушку. В зимнее время это становилось непростым испытанием.

В многодетных семьях старшим детям вменялся в обязанности догляд за младшими, пока родители работают в поле. Частенько старшая сестра качала люльку, сидя на лавке, и одновременно умудрялась заниматься рукоделием. Кроме укачивания, молодая нянька должна была уметь перепеленать младенца, накормить его, как полагается, и, конечно же, успокоить, когда он плачет, развлечь песнями и пестушками. Если семья нуждалась, старшую девочку могли отдать в няньки к чужим людям. За летний сезон она неплохо зарабатывала деньгами или продуктами – мукой, картофелем, яблоками и прочим.

Кпяти-семигодам девочка начинала прясть. Отец дарил ей маленькую прялку и веретено. Даже столь юная пряха должна была иметь свой собственный профессиональный инструмент, беречь его, работать только на нем, никому не давая, чтоб не испортили.

Кдесяти годам вседевочки осваивали ткачество. Сначала они делали небольшие пояски, салфетки, фартучки. Изучив тонкости этого женского ремесла, начинали ткать полотно и собирать себе приданое.

Помимо забот по дому, догляда за младшими, прядения и ткачества, девочка в десять лет вместе со взрослыми вязала снопы, собирала колосья, ворошила сено. Кроме этого, абсолютно самостоятельно она полола огород, пасла корову, козу, гусей, ухаживала замелкой скотиной.

Трудолюбивая помощница всегда получала одобрение и уважение старших, как говорится, не та родна дочь, что бежит от дела прочь, а та дочь родна, что на всякой работе видна.

При такой занятости полезными делами, подростки не были лишены обычных детских радостей. В жизни младшихдевчонок и мальчишек всегда были подвижные игры и познание окружающего мира через них. Социальные и семейные ролипримеряли они также в игре.

Девочки и мальчики постарше собирались на посиделки, где, подражая старшим, начинали осваивать молодежную культуру. Так, в трудах и играх, наблюдении за поведением и работой старших, проходило осознание себя и адаптация к взрослой жизни.

 

Автор: Мария Зинина

Фото: с сайта фоторам.ру