Первоначально обереговыерезные солярные знаки украшали и защищали мир человека. С появлением иконописии технологии росписи по деревувозникла традиция домовой росписи и украшения утвари.
На Русском севере зародилась красивая традиция расписывать не только интерьеры изб, но и фронтоны и стены домов, причелины и наличники. Расписывали и более мелкие предметы – мебель, утварь, упряжь, прялки, детские игрушки. Использовался для этого особый вид росписи по дереву, который называют свободная кистевая роспись.
Свободная кистевая роспись своими корнями уходит в допетровские времена. Её, как и другие исконные промыслы, сохранили старообрядцы. В ХIХ веке она получила широкое распространение в Сибири и на Урале как домовая роспись, бытовавшая у старообрядцев, переселившихся с северо-запада и центра России. Старообрядцы смогли сохранить древние обычаив культуре обработки дерева, в стилистике и семантике орнаментов и сюжетов росписи.
Единым стилистическим приёмом в домовой свободной кистевой росписи являетсяразбел. Он выполняется следующим образом. Плоская кисть обмакивается в краску задуманного для узора цвета, а на краешек этой же кисти берутся белила. Кистью проводят так, чтобы белила шли по внешнему краю мазка, по контуру, моделируя нужный мотив – цветок, ягоду, лист.
Разбел – это оживка белилами. Его используют на тёмном фоне. Этот живописный приём позаимствован из иконописной техники. Как и в иконописи, в росписи он является завершающим этапом работы, придающим изображению свечение и глубину. От мастера свободной кистевой росписи требуется виртуозное владение кистью, очень быстрое и эмоциональное выполнение узора, не терпящее повтора. Каждое движение должно быть единственным в своем роде.
Образцы свободной кистевой росписи встречаются на домах, в интерьерах и на деревянных изделиях Архангельской области, Вологодской области, а также Урала и Сибири. В каждом регионе свободная кистевая роспись развивается в уникальной локальной традиции, которую пытливые современные мастера-исследователи изучают, копирую и обогащают нынешнюю урбанизированную культуру исконными традициями минувших веков.
На расписных прялках Архангельской области можно увидеть композицию из пышного букета, написанного с оживками. Фон композиции изумрудно-зелёный, листья светлые жёлто-зелёные, цветы светло-терракотовые.
Прялки Вологодской области выполнены в другой цветовой гамме: фон золотисто-оранжевый, цветы букетов светло-голубые и жёлтые, листья бирюзовые, широко используется чёрный цвет.
В домовой росписи Сибири и Урала используется красно-оранжевый цвет, более светлый и яркий фон по сравнению с приглушённой цветовой гаммой орнамента, оживляемого белильными штрихами.
Встречаются образцы изделий, расписанные свободной кистевой росписью, и на Псковщине. Это в основном прялки и предметы интерьера – шкафчики, киоты. Но здесь роспись имеет свое лицо: яркая контрастная цветовая гамма, красно-коричневый фон, сочетание красных, темных и синих цветов, что характерно также для псковской иконописи.
Свободная кистевая роспись актуальна и востребована в наше время. Американцы преподносят ее как свое изобретение под названием onestroke или двойной мазок. Она доступна широкому кругу людей, чувствующих красоту и гармонию. Используя современные технологии – масляные, темперные и акриловые краски – можно выполнять эту роспись, сохраняя красоту, художественное своеобразие мастеров крестьянской бытовой культуры. Расписанная утварь и элементы мебели способны оживить и придать теплоту любому современному интерьеру. Изучение стилистики свободной кистевой росписи важно для того, чтобы понимать предметный быт и мир красоты, которым окружали себя наши предки в повседневной жизни.
Автор: Мария Зинина
На фото: образец узора по мотивам псковской росписи, автор Зинин КА