Телефон поддержки:
+7 (499) 113-11-69
Email поддержки:
info@mirgusley.com

Под знаком медведя

Под знаком медведя

В восточнославянской культурной традиции медведь воспринимается какполноправный хозяин леса. Это ярко отразилось в русских пословицах и поговорках: «Не прав медведь, что корову съел; не права корова, что в лес зашла», «Хозяин в дому, что медведь в бору: как хочет, так и ворочат». Выделение медведя из ряда всех лесных животных происходит на основе одного лишь физического качества – силы зверя. Объяснение можно найти в тех же пословицах и поговорках: «Богатый силен, что медведь», «Не дал Бог медведю волчьей смелости, а волку медвежьей силы!»

В отличие от других лесных обитателей, в частности, волков, медведь считался ритуально чистым животным. По представлениям русских, нечистая сила не могла принимать его облик. На Русском Севере говорили, что медведь произошел от Бога.

Идея божественности медведя обнаруживается и в украинской легенде о происхождении медведей. В ней говориться о том, что когда-то давно некий «старый дед» сделал человека богом, а затем — медведем, от которого пошли плодиться все медведи. Так, согласно этой легенде, первый медведь был богом. Легенды Русского Северасвязывают появление медведей с детьми первых людей — Адама и Евы.

В легенде говорится, что Адам и Ева своих детей от Бога прятали. Они боялись показать, что детей стало много.  Кого в лес спрятали, тот медведем стал. От тех, что в землю спрятали, пошли всякие гады земные, а от тех, что в море — морские звери.

В других легендах повествуется о том, что Бог в наказание за грехи обратил грешников в медведей. В Архангельской губернии такое обращение связывалось с наказанием за убийство сыном своих родителей. Согласно некоторым легендарным сюжетам, в медведей были превращены жители деревни, не пустившие переночевать странника, то есть нарушившие предписанные традицией нормы поведения. Северорусские легенды перекликаются и с общеевропейскими, в которых медведь – это обязательно заколдованный принц, и только искренняя любовь способна вернуть его прежний облик.

Представления о человеческом происхождении медведя находят отражение в поверьях. Восточные славяне верили, что прежде медведь был человеком, отмечая его способности есть хлеб, ходить на задних лапах и пользоваться передними лапами как руками.  Медведь хорошо поддается дрессировке, его можно научить танцевать. У него нет хвоста, в отличие от других зверей. Если медведя лишить шкуры, то он станет выглядеть как человек. Человекоподобие медведя отмечают и зоологи: глаза, похожие начеловечьи, лапы с пальцами, как у человека,ноги и руки. Самец выглядитподобно мужчине, а у медведицы, как у женщины, имеется грудь. Медведицапривязана к своим детенышам, любит, нянчит и пестует их. Это напоминает человеческое воспитание.

По народным представлениям медведь может радоваться и горевать, как люди, понимать человеческую речь и сам иногда говорить. Медведь в понимании крестьянина наделен разумом. В Олонецкой губернии охотники замечали, что на человека ина медведя собаки лают одинаково и не так, как на других существ.

Запрет на употребление в пищу медвежатины у восточных славян объясняется представлениями о человеческом происхождении медведя. На Русском Севере полагали, что и медведю не велено есть человека, и если он нападает на человека, то только по указанию Бога, в наказание за совершенный грех.

Сказочный образ медведя неоднозначен. В одних историях он является сильным и справедливым защитником слабых («Медведь и собака»), в других легкомыслен, ограничен и простодушен («Мужик и медведь», «Медведь и лиса»). В некоторых сказках медведь похищает и испытывает героев. В сказке «Маша и медведь» зверь похищает девочку, заставляет ее работать, но девочка проявляет смекалку и находит способ сбежать. Другие сказки, например, «Медвежье ушко», в которойговорится о рождении героя от человека и медведя, выражают «брачную» роль зверя, который иногда может превращаться в человека. Медведь как символ плодородия, помогает женщинам развивать свою женскую природу, становиться женами и матерями.

Образ медведя в традиционной культуре наделяется продуцирующей силой. Это отразилось в лечебной практике и в обычае ряженья. В Новгородской губернии существовало поверье о том, что с помощью медведя можно излечиться от бесплодия. Для этого надо, чтобыприрученное животное переступило через страдающую этим недугом женщину. С идеей плодородия связан обычай рядиться медведем во время свадьбы и в Святки. Образ медведя отражал и брачную символику. Его соотносили с женихом. Медведь, приходящий во сне, сулил девице скорое замужество. Тексты подблюдных песен с упоминанием медведя тоже предвещали свадьбу.

Медведь-пыхтун

По реке плывет;

Кому пыхнет во двор,

Тому зять в терем.

Сидит медведь за ступою,

Кричит медведь: «Пощупаю!»

Встреча с медведем всегда была опасной. Обычно, чтобы дикий зверь не тронул, люди прикидывались мертвыми. Однако были смельчаки, считавшие верным средством защиты от нападения медведя демонстрациюсобственной силы и смелости перед ним: зверюсмотрели прямо в глаза как можно дольше, чтобы пересмотреть его.

Медведь был опасен для скотины во время сезона пастьбы. Защитная функция приписывалась заговорам, исполнявшимся во время первого выгона скота в день св. Егория. К святому обращались в егорьевской песне:

Ты спаси нашу скотинку

В поле и за полем,

В лесу и за лесом,

Под светлым под месяцем,

Под красным солнышком,

От волка от хищного,

От медведя лютого,

От зверя лукавого!

Охота на медведя считалась одной из самых серьезных. Представление об опасности ее для жизни охотника легло в основу некоторых пословиц: «Счастлив медведь, что не попался стрелку; и счастлив стрелок, что не попался медведю!», «Не продавай шкуры, не убив медведя». В русских говорах оченьпоказательно устойчивое выражение «побороть медведя» в значении «справиться с большим затруднением, преодолеть его».

Получается так, что медведь из всего многообразия животных был ближе всех русскому человеку. С медведем русский человек чувствовал душевное родство, в нем он видел себе ровню. Уверенное спокойствие и несокрушимая сила зверя, непредсказуемость и внешнее добродушие позволили этому животному стать символом нашей страны.

Автор: Мария Зинина

Фото с сайта фрипик.