Наше пристальное внимание к творчеству Виктора Васнецова приковано не только благодаря его былинно-сказочной тематике. В этом году отмечается 175-летний юбилей со дня рождения выдающегося мастера. Его работы отмечены поистине русским духом. Они обладают способностью пробудить в зрителе интерес к истории и древности и ощутить себя участником изображаемых событий. Автор мастерски использует художественные приемы, создавая у зрителя ощущение эффекта присутствия. Мы с вами уже «побывали»на богатырских битвах, в подвале Кащея Бессмертного, на битве со Змеем Горынычем, в страшном лесу Бабы Яги. Мельком заглянули к царевнам. Давайте немного задержимся у них.
Образы сказочных царевен воплощают идеал женской красоты в понимании художника. Они вбирают в себя черты знаменитых современниц автора, женщин, встречавшихся в жизни мастера и живущих теперь на его полотнах.
Словно волшебные видения возникают перед зрителем «Три царевны подземного царства». Кто они? Из какой сказки? Почему и как оказались на земле?
Картину эту заказал Васнецову Савва Мамонтов - меценат и промышленник, страстно любивший искусство. Предназначалось это полотно для украшения кабинета правления построенной Мамонтовым Донецкой каменноугольной железной дороги.
Картина создана по мотивам сказки «Три царства - медное, серебряное и золотое». По сюжету Иван-царевич спускается в подземное царство, чтобы освободить свою мать, Анастасью Прекрасную, похищенную злодеем Вороном Вороновичем. На пути своем встречает он пленниц Ворона (в других вариантах - дочерей) — Медную, Серебряную и Золотую царевен. Они подсказывают Ивану, как спасти мать. В благодарность царевич забирает их с собой. Он женится на Золотой царевне, остальных девушек выдает замуж за своих братьев.
По замыслу художника, царевны должны были символизировать богатства недр Донецкой земли.Наверное поэтому на полотне братья Ивана-царевича изображены как вооруженные разбойники. Самая красивая и статная — Золотая царевна. На ней одежды Древней Руси: ферязь, корона, украшения. Ее единственную позаимствовал Васнецов из сказки. Образы двух других царевен придуманы мастером для воплощения своего замысла.
Медная царевна символизирует богатства, сокрытые в земле. Она тоже роскошно одета. На ней ферязь, длинная шелковая рубаха, на руках богато расшитые поручи, на голове невысокий девичий венец.
Золотая царевна горда и надменна. Она неприступна настолько, насколько труднодоступно само золото. Медная царевна более открыта внешнему миру, словно давно уже знакома с миром людей.
Совершенно необычным, но талантливо вписанным в сказочную канву выглядит образ младшей девушки — Угольной царевны. Каменный уголь представлялся большой ценностью и был достоин того, чтобы его олицетворяла сказочная героиня. Правда изображена она в современной для тех лет одежде: приталенном черном платье с коротким рукавом и без головного убора. Таким образом, автор подчеркивает современность открытия свойств каменного угля и его актуальность для будущего. Эту мысль выразил автор композиционно: младшая царевна расположена в отдалении от двух других и отделена от них контуром скалы. Это подчеркивает разницу между царевнами и принадлежность их к разным эпохам. Так сказка на картине Васнецова приобретает иной смысл.
Противоположные состояния загадочной русской души показал Васнецов в картинах «Царевна Несмеяна» и «Царевна – Лягушка».
Главная героиня картины «Царевна Несмеяна» - царская дочка. Автор располагает ее на возвышении, на белом троне со скамеечкой для ног. Она тоскует и никак не может ощутить радость жизни. События, происходящие вокруг, вроде бы нацелены поднять ей настроение, но царевна грустит. Отчего же? Она утомлена попытками создания искусственного веселья, за которыми истинная причина ее грусти тщательно сокрыта. Заточение во дворце отца и подчинение его воле - вот истинные причины ее многолетней грусти. И нет жизни в ее лице. Такое состояние героини подчеркнуто деталями обстановки. Капители колонн на заднем плане картины представляют собой мрачные темные лица.
Иной предстает перед зрителем героиня картины «Царевна Лягушка». Мы видим ее танцующей. Она полна жизни и веселья, сказочная энергия позволяет царевне творить чудеса: взмахом рукава создает царевна дивное озеро и стаю белых лебедей.
Жизненная сила одной героини противостоит безжизненному угасанию другой.
Такими разными показывает нам художник сказочных царских дочек, акцентируя внимание зрителя не только на внешней их красоте, но делая их символическим воплощением того или явления.
Автор: Мария Зинина