Приход Троицы знаменует собой конец весны и начало лета. Праздник отмечается на 50-й день после Пасхи. Корни его уходят глубоко в языческие традиции. Обрядовая сторона праздника восходит к народным поверьям и представлениям о воде и русалках и связана с культом растений, девичьими гуляниями и поминовением усопших.
На связь троицких обрядов с культом растений указывает трепетное отношение к березе, главному троицкому дереву. Береза становится объектом поклонения в эти дни. В народе говаривали: Троица без березы, что Рождество без елки.
Почему именно береза стала символом Троицы? Давайте обратимся к ее свойствам и качествам.
Береза сказочно красива. Она не похожа на другие деревья. Ее белый ствол и кружевная листва радуют глаз и воспринимаются как нечто светлое, торжественное и праздничное. К тому же это дерево одним из первых выпускает почки и оживает после долгой зимы. Березовый сок считается полезным, а отвар из листьев обладает целебными свойствами. Из бересты делают много полезных и красивых вещей для использования в быту - туеса, короба, корзины, даже лапти! Трудно представить баню без березового веника. А лучина из березыярко и без копоти освещала избы крестьян долгими зимними вечерами. Ну а если говорить о тепле, то нет сильнее жара, чем от березовых дров. Дерево полностью отдает себя человеку и создает определенные удобства его жизни. Возможно поэтому и наделяют ее особыми магическими силами.
По происхождению слово«береза» оно восходит к общеиндоевропейскому понятию «белый» из-за необыкновенного цвета коры дерева.
В мире растений это дерево уникально. Ярко-белый цвет ее коре придает органический краситель бетулин. Береста ее состоит из очень тесно связанных между собой клеток, образующих почти пробковый слой. Это позволяет изготавливать из бересты посуду и прочие хозяйственные изделия. Ведь этот слой не пропускает воду.
Черные полоски на березе по-научному называются «чечевички». Они выполняют функцию воздуховода к тканям дерева. Без «чечевичек» дерево может задохнуться. На зиму они наглухо закупориваются более плотными клетками, а весной, с началом сокодвижения, снова открываются.
Береза привлекает своей красотой, полезными свойствами и множеством легенд. Среди сказочных сюжетов можно найти такие, где девушка или русалка превращается в березу. В славянской культуре береза ассоциируется с образом невесты и символизирует женское начало. Именно это делает ее главным деревом обрядов весенне-летнего цикла.
С березой и Троицей тесно связан так называемый культ предков. Дерево воспринималось как проводник между реальным и потусторонним миром. В деревнях северо-западного региона считалось, что в Троицкую родительскую субботу в образе птиц (например, кукушек) прилетают усопшие предки, садятся на березы и утирают слезы полотенцем. Если с утра полотенце мокрое, и на березке появлялись красные пятнышки, это точно указывало на «кукушкины слёзки».
В деревнях к Троице готовились заранее. Накануне подметали жилища и дворы свежими березовыми вениками, ставили берёзки вокруг дома. Веткамиукрашали иконы, окна, дверные проемы, дома снаружи, надворные постройки. За березками ходили в поле или в лес, там голосили. Считали, что количество деревьев должно быть таким же, как и число умерших родственников.
По березовым веткам судили о погоде: если они засыхают на второй день, то это обещает сухое лето и хороший сенокос.
После Троицкого богослужения отправлялись поминать усопших на кладбище. Здесь тоже были особые действия с березовыми ветками. Могилу обметали веничком – раскрывали покойникам глаза, уподобляя их живым. Считалось, что они тоже участвуют в трапезе. На могиле расстилали полотенце, все присутствующиерассаживались вокруг. Обрядовая еда включала кутью, хлеб, овсяный кисель, крашенные березовыми листьями яйца, пиво. Поминальныйхлеб пекли рано утром, сажая в печьпопарно.На кладбище обязательно брали нечетное количество пирожков.
Внекоторых деревнях севера Псковской области Троица праздноваласькак престольный праздник. В этот день проходили большие гулянья, ярмарки,собиравшие всю округу. Водили хороводы, качались на качелях, устраивались драки. Характерно, что общинное гулянье соединялосьв целостный ритуальный комплекс с поминальнымиобычаями.
И все это проходило среди берез. Таккрасивое светлое дерево, принося ощутимую пользу живым, служило объединению их с умершими и помогало сохранять о них память.
Автор: Мария Зинина. Фото - продачников.ком