Телефон поддержки:
+7 (499) 113-11-69
Email поддержки:
info@mirgusley.com

Эстонский музыкальный инструмент - Каннель

Эстонский музыкальный инструмент - Каннель

"Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего"
Михаил Ломоносов

Все мы родом из детства. Родом из сказок, былин и колыбельных песен. Мы родом из глубинных знаний своего народа. Мы наследники этих знаний и умений, аккуратно упакованных в сундуки и ларцы нашей памяти. Давайте заглянем в один из них и посмотрим какие сокровища в нем хранятся.
Теплая дощечка, потемневшая от времени с натянутыми на ней жильными струнами. Что это? Игрушка или музыкальный инструмент? Это и то и другое. В нынешнее время мы привыкли относится к музыке как к чему- то сложному и не доступному для понимания простого человека, не имеющего музыкального образования. Мы можем наслаждаться музыкой, а вот самому извлечь из инструмента мелодию мы не решаемся. Нет слуха, нет образования, предрасположенности, таланта и много других причин. А тот, кто первый взял кусочек дерева и натянул на него струну просто не знал, что у него нет всех этих замечательных способностей. Он просто создал первые гусли. Создал забавную игрушку для увеселения в редкие минуты не занятые тяжелой работой. Конечно это не исторический факт, а только предположение о том, как возникли первые гусли. Но никто и никогда не расскажет Вам, как и где они родились. Это один из древнейших музыкальных инструментов. Замечательно другое, что гусли или родственные им инструменты есть у многих народностей. География распространения этого гудящего инструмента весьма обширна. В Греции это лира, в Италии-арфа, Казахстане-жетыген, Армении-канон, Иране-сантур, Китае-гуцинь, Финляндии-кантеле, Литве-канклес, Латвии-кокле, Эстонии-каннель. И это не исчерпывающий список стран где бытовали родственные гуслям инструменты. Чем же они так замечательны, что снискали такую любовь у разных народов? Скорее всего тем что были просты в изготовлении и легки в освоении. История гуслей насчитывает не один век и в течении времени они усовершенствовались. Например, сейчас вы не встретите уже жильные или волосяные струны, их заменили металлическими. В следствии этого, гусли теперь не только гудят, но и звенят. Это уже знакомый нам инструмент-гусли звончатые. Конечно сейчас можно рассказать о древней истории каждого из перечисленных инструментов, но сегодня мы поговорим про национальный эстонский инструмент –каннель и его связь с крыловидными гуслями. Эстония всегда была и остается музыкальной страной. Несмотря на то что на протяжении долгих столетий на ее культуру оказывалось влияние нормано-скандинавской, славянской, немецкой , и шведской культурой, ей удалось сохранить самобытность песенной , танцевальной и музыкальной традиции. Особенно это важно для формирования национально-культурной идентичности среди молодежи. Человеку всегда важно осознавать себя как часть целого общества. В этом обществе формируется личность, согласно установленным традициям и правилам. С помощью национально-культурной идентичности человек определяет свое место в обществе и усваивает способы поведения внутри и вне своей группы, поэтому очень важно, чтобы дети и молодежь были знакомы с культурным наследием своего народа, гордились им. И одной из важных составляющих эстонской народной культуры является каннель и все что с ним связано. Из сведений Энциклопедического словаря Брокгауза и Эфрона:
Каннель(Каnnel) — старинная эстонская арфа, забытая в Прибалтийских губерниях, но сохранившаяся у эстского населения Псковской губернии, где не было влияния немецкой школы и немецкого пастора. Песни, которые здесь поются, более древни; тут можно еще встретить певца, поющего под Каннель. Этот первобытный инструмент, считающийся священным, состоит из семи струн, натянутых на старый вилообразный сук длиной 20-25 вершок., шир. 4-5 в. Медные струны натянуты вкось, так что следующая на вершок короче предыдущей. По верованиям эстонцев, Каннель создана богом Юмалом; она одна божественна, все же остальные инструменты изготовлены злым духом. Даже основываясь на этих сведениях мы можем сделать вывод, что каннель является древнейшим национальным музыкальным инструментом эстонцев. В своем исследовании Привалов Н. И. Звончатые гусли..., № 10. с. 3; Атлас..., с. 8., Привалов Н.И. указывает, что крыловидные гусли наиболее близки по конструк­ции соответствующим инструментам балтийских (лит. канклес, лат. кокле) и прибалтийско-финских народов (фин. кантеле, эст. каннель и т. д.). Рас­пространения крыловидных гуслей приобретает особое значение при исследовании истории кантеле, а вместе с тем и характера древних русско-балтийско-прибалтийско-финских взаимовлияний в области музыкального фольклора. Это особенно важно, по­скольку имеются гипотезы об общем прототипе этих инструмен­тов. Это под­тверждается, например, тем, что кантеле с «открылком» абсолютно идентичные крыловидным гуслям, имелись у вепсов, эстонцев-сету и в восточной Латвии (латгалы, лудзенские эстонцы). Академия наук СССР институт этнографии им. Н. И. М И К Л У Х О -М А К Л А Я. Этнографические исследования СЕВЕРО-ЗАПАДА СССР. Традиции и культура сельского населения. Этнография Петербурга. Стр. 18.) Это только малая часть сведений о истории гуслей и родственных им инструментов.


Нам же хочется сказать, что музыкальная культура , такая же неотъемлемая часть народной культуры как народные промыслы, устное народное творчество. И чем мы больше знаем о народной культуре, чем глубже погружаемся в изучение самобытной музыки, танцев, песен тем сильнее мы осознаем какой великой и прекрасной является история нашего народа. Освоение игры на народном инструменте не очень сложная задача и приятное время препровождение. Человек, не имеющий навыков игры на каком-либо музыкальном инструменте осваивает первую мелодию на простых 9- ти струнных гуслях за 10 минут. А при должном упорстве и старании за месяц можно научиться исполнять 10-15 мелодий. Почему бы не попробовать?