Телефон поддержки:
+7 (499) 113-11-69
Email поддержки:
info@mirgusley.com

Мать сыра земля.

Мать сыра земля.

Наши предки жили на своей земле, и она была для них не просто территорией обитания, она была святыней, к которой должно было относиться по-сыновьи и всячески оберегать.

В народном представлении земля мыслилась как одна из стихий мироздания, наряду с огнем, водой и воздухом. Она была источником жизни для всего сущего, в том числе и для человека. Отсюда исходит древнее уважительное называние ее Мать-сыра земля.

В традиционном обществе к земле относились с почтением, соблюдали все предписанные запреты и правила пользования нею. У русских нельзя было плевать на землю, не в срок производить полевые работы: копать, разбивать комья, вбивать колья. По поверьям, земля от Воздвиженья до Благовещенья спит, и тревожить ее запрещено. Даже единичное нарушение правил грозило бедой всей крестьянской общине: могла случиться засуха, неурожай, голод, смерть.

В Духов день тревожить землю былогрехом, в этот праздник онасчиталась именинницей. Любая работа, причинявшая беспокойство кормилице, была под запретом. Нельзя было пахать и боронить, копать ямы, втыкать колья. Женщины в этот день кормили землю, чтобы потом земля кормила людей.

В храмах и часовнях служили молебны, совершали обходы полей с крестным ходом. По поверьям, земля была сотворена в Духов день, поэтому и считается именинницей. По одной из легенд, создание земли происходило так.

Когда Господь начал создавать землю, сатана украл и положил себе за щекунебольшой ее клочок. Земля у него начала расти быстро. От боли во рту он стал бегать и разбрасывать землю по сторонам; где упало много — вставали горы, а где мало — обозначились бугры и холмы. Когда происходила на небе война, то архангел столкнул сатану на землю, чтобы он сквозь нее провалился, и тот, сверженный, на лету изрыл землю своими рогами так, что по ней сделались логи и овраги.

Существовало также поверье, что в Духов день до восхода солнца Мать-сыра земля открывает свои тайны. Чтобы их узнать, следовало помолиться Святому Духу и припасть ухом к земле, тогда можно было услышать, где зарыт клад. По народным представлениям земные и особенно подземные тайны могли узнать только праведники и благочестивые люди.

В сознании крестьянина-хлебопашца земля наделялась женским началом. Не случайно Духов день считался «бабьим праздником». Дающая урожай, плодоносящая земля соотносилась с беременной женщиной. О таком соотнесении свидетельствует также древний обычай, согласно которому семена в землю бросал мужчина, и делал он это практически в обнаженном виде, так что посев символизировал собой соединение мужского и женского начал.

Издревле считалась что земля обладает очистительными свойствами и магической силой. Поэтому ее очень часто использовали при лечении разных болезней.

Так, противмладенческих судорог землю брали на перекрестке, а от зубной боли в сырой земле искали мертвую кость. От страха и тоски, по народным представлениям, помогала избавиться земля с могилы. Современному жителю города даже не представить себе такую терапию. Когда не помогали никакие средства, болезнь не отступала, надежда возлагалась на баню.Знахарка готовила в корыте землю, распаривала больного человека в бане, а потом прикладывала его к приготовленной земле и говорила: «Мать-сыра земля, здоровья давай или к себе принимай». Этот обряд назывался«предавать земле».

Земля воспринималась не только как лечебная и очищающая, но и как святая. Ее святость объясняется неспособностьюдержать в себе ничего нечистого. Земля не принимает умерших колдунов и ведьм, и необходимы специальные обряды для того, чтобы эти нечистые покойники не выходили из могил. В крестьянской среде верили, что умерший, тело которого долго не разлагается в земле, при жизни был большим грешником, и мать-земля не принимает, не берет его к себе.

Чтобы не осквернить чистую землю, в случаях смертельной опасности,люди надевали чистое белье. Одежда на смерть, по народным представлениям, тоже должна быть обязательно новой ичистой.

К земле обращались нетолько в ритуалах, но и в сложных житейских ситуациях. С ее помощью приносили клятвы. Словесные клятвенные формулы типа «не видать мне сырой земли», «провалиться мне сквозь землю» или «чтоб я сквозь землю провалился» считались самыми надежными. По поверьям, «сквозь землю» проваливается вся нечистая сила от крестного знамения и «воскресной» молитвы. При клятве не только произносили фразы, в которых упоминалась земля, но и целовали землю, и даже ели ее. Обман при клятве землей грозил, по народным представлениям, большой бедой и смертью. Целование земли и клятва ею просуществовали долго, вплоть до рубежа XIX–XX веков.

Такую невыдуманную силу и неоспоримое значение имела земля у наших предков. Оберегала их от бед, давала им физические силы, помогала выживать и укрепляла духовно.

Автор: Мария Зинина