Телефон поддержки:
+7 (499) 113-11-69
Email поддержки:
info@mirgusley.com

На Руси не принято было заниматься торговлей. Миф или реальность?

На Руси не принято было заниматься торговлей. Миф или реальность?

Внимательный читатель сразу заметит подвох, не поверит, а заодно припомнит былинного купца-музыканта Садко, купца-путешественника Афанасия Никитина, торговый путь из варяг в греки, Союз Ганзейских городов и многочисленные ярмарки. Возможно, такое предположение появилось в результате общего негативного отношения к торговым людям. Попробуем разобраться.

Трудно представить устройство любого государства без такового вида хозяйственной деятельности, как торговля.

Обмен товаром, или торговля, возникла очень давно, успела обрасти мифами, негативными шутками и легендами, стать предметом насмешек в пословицах и сказках.

Когда древние предки русского народа обосновались в местах своего обитания, господствовало натуральное хозяйство. Все необходимое для жизни выращивалось и добывалось человеком самостоятельно. Лишь особо ценные вещи – украшения, оружие, соль можно было получить путем обмена. Так начиналась торговля. Трудно себе представить, что на заре своего существования она представляла процесс «немого обмена». Происходило это так.

Покупатель молча указывал продавцу на желаемую вещь. Продавец также молча выкладывал ее и отходил. Покупатель рядом с этой вещью выкладывал свою «плату» - товар, на который рассчитывал обменять желаемое, и тоже удалялся. Если продавец был удовлетворен платой, он забирал ее, оставляя товар, который, в свою очередь, забирал покупатель.

Со временем обмен товарами приобрел больший масштаб. Уже с 8 века на Руси появились купцы с арабского востока и Скандинавии. В 9 веке образовался путь из варяг в греки. А с 11 века появилось торговое сословие, и купечество сформировалось как класс. Можно ли при таких исторических данных говорить о том, что торговать было не принято? Еще как торговали! Почему же тогда возникло такое мнение?

Поищем ответ в личности торговца.

Купцов недолюбливали, считая их неспособными к производительному труду. У работающих крестьян они вызывали пренебрежение. Подтверждение этому можно найти в художественной литературе. Достаточно вспомнить «купчину толстопузого» у Некрасова, купеческие образы в пьесах Островского, Чехова и Горького. Народ был уверен, что купцы незаконно наживаются, обманывают покупателей, нечестиво ведут свои торговые дела, люди для них, словно вещи, их тоже можно продать и купить. Возможно, так и было. Человек слаб, и не всегда может устоять перед соблазном легкой наживы. Неслучайно пословица гласит: купец, что стрелец, - оплошного ждет, не обманешь - не продашь.

Народ замечал в купцах только плохое. Сложность и риск в их работе не был для народа аргументом в пользу торговца.

Негатива в восприятии торговых людей добавили и советские времена. Работа в торговле у жителя Страны Советов не вызывала восторга. Обман, обвес, обсчет, спекуляция, торговля дефицитными товарами из-под прилавка не добавляли советским продавцам и коммерсантам авторитета.

В годы перестройки и последующие «лихие девяностые» вновь возникли рыночные отношения, торговля начала процветать: торговала вся страна, кто чем мог. Рушилась привычная советская система, и многие люди только благодаря рынку и «челночной» торговле смогли выжить. Наиболее трудолюбивые стали сейчас процветающими предпринимателями.

А реабилитировать купеческое сословие хочется упоминанием имени московского купца Павла Михайловича Третьякова. Его стараниями миру стала известна русская реалистическая школа живописи. Благодаря его прозорливости и щедрости выживали художники, чьи имена по сей день произносятся с восторгом и почтением. «Моя идея была с самых юных лет наживать для того, чтобы нажитое от общества вернулось бы обществу в каких-либо полезных учреждениях», — писал П. М. Третьяков.

Таким образом предположение, что на Руси не принято было торговать, оказалось мифом, противоречащим ходу исторического развития древних государств, в которых обмен товаром был одним из видов хозяйственной деятельности.

Автор: Мария Зинина