Природное окружение существенно влияло на образ жизни и менталитет человека. Наши предки селились в лесах, и окружавшие их деревья буквально взращивали целые поселения.
Там люди добывали себе пищу охотой и собирательством. Из дерева строили жилища, создавали внутреннее убранство дома и утварь. Подавляющее большинство вещей крестьянского обихода, в том числе орудий труда и производства, были деревянными. Они были красивы, эстетичны и функциональны. Работа с деревом воспитывала в человеке вкус.
Лес одушевлялся и наделялся сверхъестественной силой. Такое восприятие дерева связано было с архаичным мышлением человека, в основе которого мог лежать образ мирового древа как первоосновы жизни.
Мировое древо – это символ упорядочивания мироустройства, это космос, созданный сознанием человека. Каждая деталь в нем была обоснована и занимала свое место.
Мировое древо соотносилось с разделением мира на определенные локусы. Так, корни его уходили глубоко под землю, олицетворяя мир мертвых. Ствол находился на уровне обитания человека и символизировал мир живых. Крона была Райским садом. Вздымаясь высоко, она касалась седьмого неба.
Каким видел человек мировое древо, нам дают понять образцы народного искусства: роспись по дереву, вышивка, ткачество.
В сказках деревья всегда были помощниками героев. Мы хорошо помним яблоню из «Крошечки-Хаврошечки» и «Гуси-лебеди», березку из «Белой уточки». Деревья прячут героев от опасности, помогают в трудную минуту, выводят несправедливость на чистую воду. Они наделяются человеческим качествами и всегда на стороне людей. И не только в сказках.
Деревья воспринимались как символ новой жизни. Поэтому при рождении ребенка перед домом сажали деревце-оберег. Для мальчиков полагались «мужские» дуб, клен или ясень, а девочек оберегали «женские» деревья — липа или береза. С этого момента дерево и новорожденный считались связанными друг с другом неразрывно, поэтому бережно относились как к ребенку, так и к самому дереву. Дерево могло указать на беды и неприятности с человеком, которому он посвящено.
Самым уважаемым и почитаемым растением был дуб. С связано много поверий и легенд. Во времена язычества дубсчитался деревом Перуна-громовержца. Также дуб связывали с образом мирового древа, вероятно по внешним признакам: глубоким корням, могучему и крепкому стволу и мощной раскидистой кроне.
По сказочным законам дуб находился между мирами, не случайно именно ему было доверено хранить на себе сундук, в котором спрятана смерть Кощея Бессмертного.
Береза была символом чистоты и непорочности. В это благословенное растение никогда не ударяла молния. Она считалась добрым и полезным деревом. Ее всегда высаживали рядом с жилищем человека, потому что считалось, что береза противостоит нечистой силе.
Яблоня тоже была полезным деревом. Она символизировала плодородие, здоровье и изобилие. С яблоней связаны образы райских птиц Сирин и Алконост. Когда прилетает птица Сирин, она наполняет незрелые плоды звуками своих грустных песен. Яблоки становятся непригодны в пищу. А с прилетом птицы Алконост и ее радостным пением плоды наполняются сладостью, пользой и здоровьем. Именно в это время их можно собирать и употреблять в пищу. Случается это 19 августа в Яблочный Спас.
Калина считалась символом любви. Ее также сажали рядом с жилищем для благополучия семьи.
В свадебных обрядах часто фигурирует ель как символ супружеской верности. А сосна воспринималась символом души и вечности и часто вырастала на могилах праведников.
Вот так от рождения до смерти жизнь человека проходила в непосредственной близости дерева и под его влиянием. Деревья укрепляли духовно и физически, помогали в быту, имели свое предназначение и сакральное влияние. У деревьев и у людей общие корни.
И по сей день современный человек тянется к живому дереву, к лесу, а постройки из натуральной древесины считаются наиболее подходящими и комфортными для жизни.
Автор: Мария Зинина