В общем-то, он изначально и не был дедом. Он был персонификацией одной из самых пугающих наших предков природной стихии - мороза. К нему и обращались всегда исключительно по имени - Мороз.
Персонаж, известный нам по сказкам и бытовым обрядам. Белобородый старик, закутанный в шубу, который «на елке потрескивает, с елки на елку поскакивает да пощелкивает», усиливая зимнюю стужу. Мороз не был злым или добрым, никогда не терпел недовольства и ругательств, поэтому, согласно сюжетам сказок, всегда одаривал за «правильные» ответы:
«Едет как-то в повозке богатый пан, который, встретив замерзшую бабу, спросил: «Мороз, бабусю?» слышит в ответ: «Мороз, папочку, Боже його помнож!»
Удовлетворенный ответом, Мороз дарит бабе дорогую шубу и угощает хлебом. Следующая встречная баба на тот же вопрос отвечает иначе: «Мороз, паночку, щоби його бирса взяла, щоб його бенеря так била, проклятого, як оце мене!», за что Мороз окончательно замораживает недовольную бабу.
Мороза боялись, но, как говорится, уважали. В святки (или на Пасху) Мороза приглашали на праздничную трапезу. Кормили особой обрядовой пищей: кутьёй, блинами и киселем, чтобы задобрить и уберечь посевы и огород от поздних морозов. Обращались всегда с почтением или даже ласково, называя «Морозе-морозе», «Морозенько», «Мороз Васильевич», «дед» или «пан»: «дед мороз», «пане морозе» или даже детским словом «Зюзя» - во время крещенского ужина старший из членов семьи бросал в угол дома ложку кутьи «для зюзи».
В сочельник Мороз мог выполнять функцию приходящего предка, так, например, у белорусов обязательным ритуалом было выделение первой ложки еды, первых капель напитков, первого блина «для дедов». Обычай кормления душ имел в разных традициях многообразные формы: часть поминальной еды бросали за окно со словами:
«Будь здоров, дзеду!» .
Так Дед Мороз и получил свое синонимически удвоенное имя - из ритуального «Деда»-предка и опасного в своей сущности Мороза.
Впервые в известном всем нам обличье он появился не так давно - в 1935 году на советском празднике - «Ёлке». Этому событию предшествовал двадцатилетний запрет на празднование «буржуйских» торжеств. Пришедшие к власти большевики смягчились лишь к середине 30-х - было принято решение создать «традиционный праздник радости и красоты» для детей, а образ политически правильного Деда Мороза был разработан несколькими идеологами.
Этому решению предшествовала ярая антирождественская кампания:
«Под „Рождество Христово“ в обед
Старорежимный елочный дед
С длинной-предлинной такой бородой
Вылитый сказочный «Дед-Мороз»
С елкой под мышкой саночки вез,
Санки с ребенком годочков пяти.
Советского тут ничего не найти!»
Гонения на елку и Деда Мороза закончились в 1937г, при выполнении новомодного советского ритуала - встрече детей советской страны с Дедом Морозом и Снегурочкой в московском доме Союзов. Забавный факт: ранее дети не знали этого образа, поэтому приняли его за «дедушку из колхоза» - «Колхозный дедушка, мы его знаем»
Далее популяризацией Образа Деда мороза плотно занялись известные авторы - миру явилось огромное количество «елочных» сюжетов, а особый вклад в его биографию внес мэр Москвы Ю.М. Лужков, заявивший при посещении Великого Устюга, что этот город - «родина» Деда Мороза. Было это, к слову, не так давно - в 1999 году.
Новогоднее время переживалось нашими предками и переживается нами как особенное, сакральное время даров. Для нас, пусть уже и в постсоветском пространстве, оно всё так же означает новое начинание. Мы сами придумали себе новые ритуалы, которые «задают темп» предстоящим событиям, дают возможность надеяться на благополучный исход, обезопасить близких и родных от бед и напастей, перевернуть “чистый лист” и совершить некие действия.
Совсем как наши предки, которые бросали в окно кутью, просили Мороза не трогать поля и не морозить скот - мы, как и они, делаем «всё что можем», чтобы сбросить внутреннее напряжение, страх, снизить градус ответственности за неподвластные нам обстоятельства.
«Человек, не знающий и не любящий прошлого своей страны, не может быть создателем ее настоящей жизни». Сейчас события новогоднего празднества признаются старинными. Наш «исконный» Дед Мороз оказался не таким уж и старым, но всё же он зажег в сердцах людей некие воспоминания, почти культурный код, пробудив доступное как нам, так и тем, кто жил 500-700 лет назад, чувство - веру в чудо. А иначе почему каждый родитель пытается убедить своих детей в реальности Деда Мороза?
Возможно, все мы до сих пор чувствуем и верим в древнего Мороза сами.
Автор текста: Александра Долохова
Источники:
Адоньева С. Б. - Дух народа и другие духи
Толстой Н. И. - Славянские древности
Душонок К. В. - Мифы ХХ века: дед Мороз и Снегурочка
Душечкина Е. В. - Дед Мороз: этапы большого пути.