Телефон поддержки:
+7 (499) 113-11-69
Email поддержки:
info@mirgusley.com

Новогодняя ёлка - истоки.

Новогодняя ёлка - истоки.

Всего за несколько десятилетий восприятие Ели изменилось во всех аспектах – эстетическом, мифологическом, эмоциональном, символическом. В мифологии славян прослеживается достаточно предвзятое отношение к некоторым деревьям - они считали их или «благословенными», или прóклятыми. Всё «благословенное» по своей сути неоспоримо считается божественным, оберегающим от зла и несущим в себе исключительно добро. Проклятое же всегда наделено противоположными качествами. «Недобрые», «нечистые», «демонические» черты в сознании славян налагали на Ель ответственность за все неприятности, которые случаются с человеком. В заговорах Ель часто выступает как мировое древо, стоящее «на море, на окияне, на острове Буяне, у камня Алатыря, под которым сидят Христос, Богородица или же в качестве «негативного» варианта мирового древа, когда под корнями Ели сидит черт, «сатанинская сила».

 

Изначально у всех славян Ель широко применялась в похоронно-поминальных обрядах. Считалось, что еловый (или сосновый) гроб не дает покойнику ходить и тревожиться после смерти, а у старообрядцев было принято подкапывать в лесу корни большой Елки, класть в яму тело усопшего без гроба, затем ставить ее на прежнее место «яки будто век тут ничего не бывало». Еловыми ветками устилали дом покойного и его путь, полагая, что это убережет их от «визитов». 

Ель считали деревом нечистым, притягивающим беду в дом - на Брянщине действовал запрет на высадку елок возле дома - с этим было связано много суеверий:

  • «Не будет счастья во дворе»
  • «Кто-то умрет»
  • «Семья искоренится»

Ель по большей части считали деревом женским, поэтому и суеверия были четко связаны с женской символикой. Считалось, что она «выживает» мужчин:

  • Ель нельзя иметь возле дома, иначе девочки не выйдут замуж и останутся вековухами.
  • Мужики не будут жить, умирать будут, одни вдовицы останутся.
  • Не будут рождаться мальчики. 

 

Способность ели оставаться вечнозеленой в разных регионах считали и благословением, и проклятием: это отразилось в народных сюжетах:

Согласно легенде, Ель укрыла Богородицу во время ее бегства с Христом в Египет или Христа, прятавшего­ся от чумы, за что получила благословение и была вознаграждена, оставшись навечно зеленой.

Также существует легенда о проклятии ели и сосны за то, что не вняли просьбе Христа не шуметь и не мешать ему, когда он молился в Гефсиманском саду.

Однако, еще задолго до появления христианских сюжетов, в народной традиции одним из основных ритуальных символов было обрядовое дерево. Для его изготовления использовали деревья самых разных пород, в основном  — ель, сосну, пихту. Их практически всегда украшали кто во что горазд: пучками травы или соломы, цветами, яичной скорлупой, хлебом и т.д. На верхушку могли помещать куклу, флягу с вином, корзину с пищей и даже колесо. Известны и сложные вариации: обрядовый хлеб с воткнутым в него деревцем. 

 

В праздники Обрядовое дерево носили по всему селу, устанавливали его в культовых местах вроде центра или на краю села рядом с обрядовым костром. Как правило, оно было объектом или местом ритуальных действий - под ним принимали обрядовую пищу, вокруг него водили хороводы. Но самое важное - оно почти никогда не становилось инструментом магических манипуляций.

 

И все же, не смотря на свою неоднозначность, ель никогда не была символом Нового года и Рождества на Руси - вплоть до 1699 г., когда Петр I издал указ, согласно которому, «по примеру всех христианских народов», «новолетие» было перенесено с 1 сентября, на 1 января. 

Среди прочего, велено было украшать дома «от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых». Таким образом, Ель стала  вписываться в городские пейзажи, становясь модным атрибутом новогодних царских балов. После смерти Петра этот указ был основательно забыт, и лишь питейные заведения продолжили украшать елками свои крыши к Новому году.

 

Согласно одному из дореволюционных русских авторов, «почва для появления обычая рождественской елки была подготовлена смешением средневековых представлений о райском дереве и языческих верований в дух дерева» 

Еще в Германии 16 века елка почиталась как символ мирового древа и ставилась, украшенная яблоками и облатками, для увеселения детей. К 1850 году постепенно сложился сценарий праздника - в сочельник, к заранее украшенному дереву допускали детей, которые опустошали елку, а после выбрасывали ее или сжигали. Примерно в этот же период благодаря «Петербургским немцам» елочный ажиотаж захватил Санкт-Петербург: постепенно елка стала атрибутом сначала семейных праздников, потом общественных гуляний. Привезенными из леса елками стали торговать деревенские мужики, а новая традиция к середине 19 века распространилась и в провинции.

Уже в начале 20 века елка не воспринималась как что-то инородное - она тесно сплелась с народными традициями, став, пусть и новым, но все же обрядовым деревом.

 

Всего за несколько десятилетий Ель из ассоциаций с «нижним миром» поднялась до уровня положительно окрашенного символа - она стала обрядовым рождественским деревом. Атрибуты Рождества - горящие свечи, украшения и звезда в сочетании со смолистым ароматом, вечнозеленым окрасом и пирамидальной (в форме храма) формой превратили Ель в образ эстетического совершенства.

Из языческого атрибута она прошла длинный путь, став «Христовым деревом», символом «неувядающей, вечнозеленой, благостыни Божией», по сути, не изменив своего функционала.

Как и ожидалось, «христианизация» елки в России прошла негладко. Распространение этого иноземного и к тому же языческого обычая тревожило православную церковь, опасающуюся, что рождественские праздники утратят религиозное значение. Вплоть до начала 20 века было запрещено устраивать «бесовские игрища» в учебных заведениях.

 

При СССР с новогодним и рождественским циклом праздников произошли метаморфозы, которые имеют мало общего с реальными традициями. Новые течения, как и прежде, захватывают людей, привнося что-то новое. Дед Мороз - давно забытый всеми Морозко, смертельно опасный и ни разу не великодушный добряк. Загадочная Снегурочка - в прошлом героиня сказок о одиноких стариках, выпросивших себе ребенка у самого Мороза. Елка - важная составляющая древних языческих обрядов. Важно помнить, что история циклична, а всё новое - всего-навсего хорошо забытое старое.

 

Автор текста: Александра Долохова

 

Источники: 

Адоньева С. Б. - История современной новогодней традиции

Толстой Н. И. - Славянские древности

Душонок К. В. - Мифы ХХ века: дед Мороз и Снегурочка

Усачёва В. В. - Судьба благословенных и проклятых деревьев в традиционной культуре славян