Телефон поддержки:
+7 (499) 113-11-69
Email поддержки:
info@mirgusley.com

Ведьмы обыкновенные и необыкновенные

Ведьмы обыкновенные и необыкновенные

Какие они, ведьмы? Само понятие в наше время воспринимается через негативную призму и зачастую применяется в качестве оскорбления. Но изначально само слово «ведьма» происходит от старославянского слова – вѣдати – «знать, ведать». Этому слову близки сербское обозначение – «вештица», словенская «vesca». Самое первое рукописное упоминание ведьм зафиксировано в Ветхом Завете, где занятия магией и оккультными практиками жестко порицается: 

«.. Ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это…». 

Там же лаконично сказано: 

«.. Ворожеи не оставляй в живых».

Внешность ведьмы всегда обманчива: иногда это нелюдимые древние старухи, живущие свой век «неоправданно» долго, иногда красивые, статные, умные женщины, пугающие общество, в котором женщина не воплощала в себе полноценно «человеческие» качества. Зачастую именно на таких представительниц женского пола клеветали - в их сильной природе видели нечто, шедшее вразрез с общепринятыми нормами, а значит - демоническое.

 

Интересно, что хоть ведьма и считается представительницей низшей мифологии, общепринятого визуального образа у нее нет. Женщины с явными физическими уродствами, сварливым нравом или асоциальным образом жизни могли попасть под подозрение. Пожалуй, у всех описаний есть лишь одно сходство - они не ходили в церковь. Считалось, что ведьму могли выдать некоторые демонические приметы: маленький хвостик, где-то упоминается наличие неприметных крыльев, иногда ведьме старались заглянуть в глаза, чтобы увидеть в воспаленных, покрасневших глазницах собственное перевернутое отражение.

 

Народные предания богаты суевериями о ведьмовских происках. Их буквально обвиняли во всех бедах: воровство домашних животных, порча урожая, засылание непогоды…

По преданиям, собранным у Сахарова, с 26 декабря начинаются бесовские потехи: 

Ведьмы со всего света слетаются на Лысую гору на шабаш и сдружаются там с демонами.

1 января ведьмы заводят с нечистыми духами ночные прогулки.

3 января, возвращаясь с гулянья, задаивают коров.

18 января теряют память от излишнего веселья.

 Ведьмин досуг представлял собой постоянное вредительство и соблазнение мужчин (особенно чьих-то женихов). Для этого страшные старухи оборачивались прекрасными девицами, одурманивающими разум и простодушные сердца. По народному разумению, у ведьмы было две души: человеческая, заочно проданная Дьяволу и демоническая, способная покидать тело и заниматься вредительством. В целом ведьмам приписывали оборотничество в птиц, диких зверей, домашний скот и земноводных, а также обращение в неодушевленные предметы - колесо, клубок, метлу и прочее. Отсюда и произошло оскорбительное, по отношению к пожилой женщине выражение «кошелка» - сумка или небольшая корзина.

 

«В старину был такой случай. Однажды поздней ночью шла с улицы домой молодежь. И вдруг видят, что им навстречу катится колесо. Они удивились, что, мол, откуда оно могло выкатиться. «Ну, да ладно» – подумали они. И решили это колесо покатать. Но когда ребята стали расходиться по домам, то решили это колесо повесить на забор.

Когда настало утро, то на заборе увидели женщину, которая пытается слезть. Вот тогда выяснилось, что эта женщина и была тем колесом, с которым играли ребята. Оказалось, что это – колдунья.»

Записано в г. Воронеже от Пономаревой А.А., 1930 г.р., уроженки с. Шукавка Верхнехавского р-на Воронежской обл. 

 

В народном представлении образ женщины, обладающей магическими способностями двойственен - это может быть бытовая, слабая ведьма, которую все опасаются, но стараются уживаться, суеверно боясь накликать на себя беду. Но кроме почти «бытовых», «слабых» ведьм, есть представление о действительно мощных. Их и называли «колдуньями» или «колдовками», их тесно связывали с черной магией, воровством детей и даже каннибализмом. Иногда среди женских образов, жестко нарушающих общепринятые этические и поведенческие нормы, всплывают и мужские, так называемые «колдуны». Таковых народная память из невежества твердо связывает с чернокнижием.
Людей, обладающих тайными, пугающими знаниями, называли по-разному: кудесниками, чародеями, ведунами, колдунами; других называли: волхвами, ворожеями, знахарями, доками. Но все эти люди известны были под общим именем чернокнижников.

 

Именно говоря о чернокнижниках, в старину утверждали, что силу свою они получают от чертей, оставаясь с ними в созависимости до самого своего конца. Люди, становящиеся на этот путь отрекались от бога, родных и собственной души, получая взамен книгу, исписанную заговорами и заклинаниями. Часто они не овладевали ею магическим образом, а составляли самостоятельно, сочиняя тексты на основе молитв и обращений, используя их в различных целях, проверяя «на практике» какие из них работают, а какие нет. Считалось, что чернокнижники «заправляли» чертями, давая им различные задания, исходя из личных мотивов, либо пытались их занять, заставляя перегонять тучи с места на место, двигать горы и засыпать моря. Оставлять чертей «без дела» означало смертельную опасность, так как это «нарушало договор». Чернокнижники, как и ведьмы, были обязаны на смертном одре книгу кому-то передать, а иначе душа их не находила покоя, а то и вовсе не могла покинуть тело, поэтому носитель тайных знаний умирал в медленной мучительной агонии, из-за незавершенного им дела.

 

Ведьмы и колдуны, как уже упоминалось, вели асоциальный образ жизни в первую очередь из-за суеверного страха - их не звали на гуляния и свадьбы, опасаясь порчи невесты, жениха или гостей. Если ведьма или колдун посмотрит на дружное семейство, то непременно сглазит, лишив его благополучия. Поссориться с кем-то из них тоже было дурной приметой - в ответ непременно могло «прилететь» мелкой временной или пожизненной порчей. Снять ее мог или сам наложивший, или другая ведьма. Кроме того, в качестве противодействия темным силам, как правило, использовались бытовые ритуалы, непременно обращавшие колдовские чары против их же источника.

 

Интересно, что в России ведьмы находились под защитой закона, имея предельно низкий общественный статус. Ведовство само по себе не считалось преступлением, а представление о типичных шабашах ведьм появляется только после введения христианства, когда старые боги сливаются с Дьяволом, а языческие празднества с их обрядами преследуются церковью как служение Дьяволу. Со времен Киевской Руси церковные законы осуждали колдовство и ведовство, назначая за них наказание от штрафов до сожжения. В 1227 году в Новгороде сожгли четырех колдунов за магические практики, а в 1411 году в Пскове на костре казнили двенадцать ведьм. Все судебные дела, касающиеся колдовства церковь и государство расследовали совместно, а с середины XVII века были изданы указы против ведовства. В некоторых из них ведьм поставили в один ряд с ворами, грабителями и разбойниками, а в других колдовство рассматривалось как разврат и ересь. 



Четкого ответа, существует ли сверхъестественная сила, нет. Во всех процессах: физических, социальных, духовных присутствует неизведанное, недоступное нашему пониманию. Когда-то элементарная наблюдательность и пытливость ума могли расцениваться как обладание тайным знанием. Большинство историй о свирепых колдунах и злых ведьмах - результат всеобщего невежества, когда о людях, понимающих природные процессы, сочиняли истории, передающиеся из уст в уста, обрастающие все новыми и новыми подробностями. Самые невероятные из них превратились в сказки, остальные же зафиксированы фольклористами и этнографами в виде быличек - коротких рассказов очевидцев о встрече с нечистой силой. Человеческому разуму присуще верить в мистику, опасаться неизведанного и бояться тьмы. Но с каждым днем огонь познания освещает эту тьму, загоняя наш первобытный мистический страх в угол. Остается лишь дождаться, когда просвещение затронет все сферы жизни человека, ведь только тогда мы узнаем, может ли сверхъестественное существовать без подкрепления суеверным страхом неизвестности.

Автор текста: Александра Долохова

Источники:

Ветхий Завет - Второзаконие, глава 18, 22

А. Е. Наговицын - «Ведьмы в традиции и народной культуре»

Н. Коллманн - «Преступление и наказание в России раннего Нового времени»

О.В. Голубкова - «Орнитоморфные образы женских демонологических персонажей в традиционном мировоззрении славян и финно-угров»

В.Э. Семенова - «Филосовско-теологические основания средневековой охоты на ведьм: гендерный ракурс проблемы»

Д. Городилов - «Путешествие на Лысую гору: история ведьмовства»

Е. Б. Смилянская - «Волшебники, богохульники, еретики в сетях российского сыска XVIII века»

И. П. Сахаров - «Сказания русского народа. Русское народное чернокнижие»